Феномен Уильяма Блейка

Увидеть мир в одной песчинке
И Космос весь - в лесной травинке!
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность!

Уильям Блейк - английский поэт, художник, философ, гравер, мистик, и просто великий Человек, жившем не так давно на этой земле. Нетрадиционность и загадочность творчества Уильяма Блейка (Вильяма Блэйка) не доходила до понимания людей его времени, и только сейчас, почти двести лет спустя, его произведения и сведения о его жизни - о жизни мыслителя, бунтаря, искателя, вдохновителя и мудреца - становятся общим достоянием. Сегодня становится очевидным, что произведения Уильяма Блейка предназначались не для его современников, они "обогнали" свое поколение, возможно, на век, а, возможно, и более. Всю жизнь он творил, обращаясь к своим потомкам, и по всей видимости сам это осознавал. Видеть полное равнодушие своих современников приносило ему немалое отчаяние. "Мои произведения более известны на Небесах, нежели на земле", - так он говорил и продолжал творить, надеясь на должное уважение и внимание своих потомков.

В истории мировой литературы Уильяма Блейка принято считать первым английским поэтом-романтиком. Поражает невиданный колорит настроений автора и его непредсказуемость. Иногда у него проскальзывают мятежные настроения, и тут же они переходят в религиозный мистицизм. Его лирические мотивы сочетаются с образной мифологией и символикой. Его невинное радостное восприятие мира переходит впоследствие в некий мистицизм столкновения сил Добра и Зла, Неба и Ада. Его мифологическая система сложных символических образов и иносказаний долгое время оставалась непонятой и считалась не поддающейся какой либо расшифровке. Лишь сейчас ученые начинают подбираться к разгадке.

Привлекает в Блейке не только его творчество, но и его загадочная личность, привлекает его незаурядная творческая судьба. Главная особенность его творческой жизни заключалась в том, что Блейк не был ни особенным поэтом, ни особенным художником, ни особенным философом. Мало того, его литературные труды очень часто идут вразрез нормам литературного английского языка, живопись часто противоречит общепринятым канонам, а философия его не всегда последовательна и логична. Однако, если взять все его труды в совокупности, то они представляют собой нечто грандиозное, нечто завораживающее и величественное.

В целом, его творческие труды являют собой вполне определенную завершенность, они представляют собой результат долгого, упрямого и глубокого искания творческой талантливой души. Блейка можно ценить прежде всего за то, что он пытался проникнуть во многие законы этого мироздания, понять и преподать саму духовность. Делал он это посредством написания литературных произведений в стихах и прозе, дополняя их для лучшего усвоения многочисленными иллюстрациями. Такой неординарный прием творческого самовыражения, объединяющий в себе философию, литературу и живопись, ранее никогда не встречался. Он особенный, и даже после Уильяма Блейка мало кто был способен на такое творческое подвижничество, искусно выражающее пророческие идеи и просвещенный взгляд на чистоту духовности. В частности, Халиля Джебрана называют последователем таких же приемов.

Произведения Блейка свидетельствуют о том, насколько был глубок и тонок внутренний мир автора, непохожий на мир остальных. Очевидно, человек, достигший подобного уровня самовыражения, был способен выходить за обычные условные рамки человеческого осознания, за пределы работы органов чувств и разума. На такое освобождение от условностей и углубленное восприятие реальности способен лишь только тот, кто всецело поглощен стремлением к духовности. Отсюда возникает закономерный вопрос: а не был ли он сам наделен чем-то особенным, позволяющим ему видеть мир другими глазами - более сложным и многообразным, не находился ли он на более высоком уровне человеческого осознания, иными словами, не обладал ли он, действительно, духовной самореализацией, чтобы быть способным так творить, так пропускать через себя окружающий мир?

Чистота духовности Уильяма Блейка, свободная от оков рационализма и сухой догмы, была не только его творческим методом, но и образом мыслей, его внутренней сущностью. Он не был поэтом "для всех" и, как видно, не стремился к этому. Он писал для тех, кого, как и его самого, волновали темы духовности. Он верил в божественное предназначение поэта, в то, что вдохновение даровано свыше, верил в свою миссию Пророка, призванного открывать людям "очи, обращенные внутрь". Как бы то ни было, Уильям Блейк прошел его до конца, чтобы осветить дорогу тем, кто пойдет за ним следом. Итогом его пути стали его произведения как путеводные маяки для искателей, желающих подняться из косных и слепых идей, убеждений и условностей к высотам духовности.

Уильям Блейк за свою жизнь успел создать огромное количество произведений в области живописи и литературы. Причем надо заметить, что в отличие от других художников кисти и слова, его творческое мастерство с возрастом не шло на убыль, а, наоборот, совершенствовалось. К концу жизни из под его пера и кисти выходили, действительно, шедевры его творчества, например, произведение "Лакоон" или иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, где он проявлял такую глубину литературной мысли и легкость во владении кистью, которые не наблюдались за ним ранее.

Считается, что только в 1863-ем году было положено начало признания Уильяма Блейка (Вильяма Блэйка) и роста интереса к нему. В это время Александром Гилкристом была опубликована биография "Жизнь Блейка". Вскоре после этого были изданы никогда не публиковавшиеся ранние стихотворения. Обнаруженные впоследствии гравюры в огромной мере повлияли на развитие так называемого стиля "модерн". В 1893-ем году Иитс вместе с Эллисом выпустили в свет трехтомное, на ту пору самое полное издание произведений Блейка, сопроводив его краткой биографией поэта. Однако, настоящий интерес к творчеству и личности Блейка начался в двадцатом столетии. В 1966-ом году вышло "Полное собрание сочинений Уильяма Блейка". Он открылся миру не только как апокалиптический провидец, каким его привыкли считать, но и как автор остроумных эпиграмм и афоризмов, как оригинальный мыслитель и критик, намного опередивший свой закосневелый век.

В наши дни в Великобритании поэма "Иерусалим" стала чуть ли не вторым национальным гимном, а проходившая в 2001-ом году в нью-йоркском музее "Метрополитен" выставка живописных и граверных работ имела грандиозный успех. Сегодня книги Блейка выходят огромными тиражами во многих странах, и они не залеживаются на прилавках. Растет количество переводов. Что касается России и стран бывшего СССР, то имя Уильяма Блейка стало известно широкой публике с 1957-го года. Его произведения стали тогда появляться и в периодической печати, и в отдельных сборниках. Издавался Блейк сравнительно редко, а многое из его творчества никогда не переводилось на русский язык. Остается надеяться, что с течением времени будет переведено все наследие его творчества.

Перейти на начало страницы