Мать и Духовность
Забвение Божественной Матери
Богиня Мать и Запад
Богиня Мать и Индия
Богиня Мать и Китай. Куань Инь
Пришествие Матери
 
Богиня Мать внутри нас
Творение и Великая Богиня
Дух и пробуждение Кундалини
Самореализация
Дыхание Бога
 
Богиня Мать в древности
Великая богиня палеолита
Универсальная Богиня неолита
Арии и семиты. Проникновение мужского принципа
Падение Ассирии и Вавилона
Патриархальность Библии
Богини античности:
Персия, Израиль, Финикия
Богини античности: Египет и вся Европа
 
Богиня Мать и христианство
Ранние христиане
Гностики
Петр - лжепоследователь Христа
Павел - деформатор духовности
Августин и первородный грех
Мария, Мать Господа
Обретение Вечного Женского
Начала в христианстве
 
Богиня Мать и современность
Фрейдизм - религия XX века
Фрейд: герой или демон?

Гностики


Гностицизм

Слово Gnose происходит от санскритского корня гна, что означает "знание", и гностик (gnostikos - греч.) - "тот, кто знает".

В первые века нашей эры термин знание имел более широкое значение, чем сейчас (интеллектуальное или академическое знание). Тогда речь шла о знании Высшей реальности, то есть истинного "Я".

Гностицизм - это религиозное движение, которое набрало силу в начале существования христианства, между первым и четвертым веками. Гностики считали себя владеющими знанием, которое дал Христос только некоторым последователям. Это знание, принимаемое ими как дар божий, могло передаваться лишь от одного последователя другому и было описано как озарение, пробуждение, сочетание, союз. Термины известны всем искателям мира и означают реализацию истинного "Я". Их знание о духовном пробуждении соответствовало мистической индийской традиции.

Отбросив всякую рациональную духовность и всякую слепую веру, гностики считали, что знание - это привилегия высших существ, а религия - судьба низших существ. Гностики рассматривали Христа как инкарнацию Бога на земле и не допускали, что он мог страдать на кресте. Все это навлекло на них гнев отцов церкви, тем более что учителя-гностики, которые были прекрасными ораторами, собирали много последователей. Гностицизм распространился по всей римской империи от Александрии до Рима и до долины Роны. Отцы церкви, пропитанные женоненавистничеством, как и их учитель Павел, атаковали, в частности, положение женщины в обществе гностиков, пускаясь в жестокую полемику и распуская различные слухи.

Они боролись неуклонно со школами гностиков, толкали Римскую империю, ставшую христианской, на преследование этих сообществ и постоянное уничтожение их писаний. К счастью, спрятанные документы были найдены в 1945 году в Нижнем Египте, в Наг Хамади, около Александрии. Они свидетельствуют о духовной глубине тех, кто их писал, и имеют неоценимое значение для нынешних искателей, так как ставят под сомнение догмы и возрождают в нашей памяти и в нашем сознании то, что церковь хотела заставить забыть.

Ярким примером тому, несомненно, является Евангелие от Фомы, которое, в противоположность каноническим евангелиям, делает упор больше на послании Христа, чем на его жизни.

Иисус сказал: "Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет. Когда он найдет, он будет потрясен, а когда он будет потрясен, он восхитится и будет царствовать над вселенной"
Евангелие от Фомы

"Иисус Христос ниспослал свет на тех, кто пребывал в темноте. Он осветил их, Он указал им путь. Этот путь есть Истина. Пройдя его, люди открывают Бога в самих себе".

Василид, учитель гностицизма из Александрии, провозгласил:

"Тот, кто призван тишиной, только тишине и поклоняется"
"Там, где зависть и противостояние, там - пустота. Но там, где союз, там - совершенство. Когда Отец познан, больше не будет пустоты. (...) И с этого момента иллюзорное царство 'исчезнет в гармонии Единения".

Гностики хорошо понимали дуалистическую концепцию жизни, основанную на противостоянии сил добра и зла. Только те, у кого проявилась "pneuma" - "божественное дуновение" - могли противостоять силам зла. Их космогония отличалась от космогонии церкви. Они признавали семь ангелов-создателей (архонтов), что напоминает о семи бессмертных святых, о которых учил Заратустра, и о семи чакрах индийской традиции. Некоторые гностики, в частности офиты (офиане) и ператы, видели в змие первого гностика мира. Этот змий, являвшийся, по их пониманию, носителем Первозданного Знания, напоминает неолитический символ, связанный с Богиней Матерью. Все усматривали в Творении некий элемент, который отклонил эволюцию к силам зла.


Богиня


Уильям Блейк. Скорбь (1795).
Галлерея Тэйт. Лондон, Англия.

В противоположность канонам церкви, гностики признавали в акте Творения наряду с Отцом и присутствие Матери. Они дали Матери многочисленные имена, такие как София ("мудрость"), Пронойя и Протонойя ("Первичное Существо, дающее Святой Дух"), Эпинойя ("свет"), Syge ("дающее тишину"), и собственно Святой Дух (женского рода в Евангелии от Филиппа).

Отец определяется как Первичный Принцип, в то время как Мать создает творение по образу и подобию Отца.

"Часть света, взятая в область души и материи - это энергия Матери. Мужская часть Божественного остается в плероме или небесном мире, пребывая в совершенстве, и таким образом избегает разрушения и деформации".

Такое определение очень схоже с тем, которое дается в Веданте, где Атман - Принцип Отца, - находящийся в сердце, является безмолвным свидетелем.

У гностиков молитва "Отче наш...", основная молитва христианства, была совершенно иной и отличалась от той, что мы знаем сегодня. В апокрифе "Евангелие идеальной жизни" написано, что Иисус Христос сказал апостолам: "Вот, почему нужно, чтобы вы молились: Отче наш, который над нами и внутри нас, да святится имя Твое..." Этот вариант, возможно, и является первоначальным.

Об одной из форм Софии, которая ответственна за новообразования в процессе Творения, речь не идет о Богине Матери как таковой. Эта форма, которую можно назвать "внешней формой", противопоставляется главной первичной форме Софии - Эшшойе света, которая приходит на помощь первой, чтобы восстановить порядок. Внешняя форма Софии восходит, несомненно, к интерпретации книги Бытия, где Вечное Женское Начало (вместе с Евой) явилось злом.

Эпинойя - это спасительная форма Матери. Она позволяет освободиться и дает спасение. Каждый - и мужчина, и женщина - обладает силой Матери, которая также называется материнской духовной субстанцией. "Эпинойя света послана, чтобы пробудить духовный принцип".

Существуют другие описания Эпинойи как чистой формы Софии, посланной Отцом для того, чтобы открыть знания и исправить недостатки и несовершенства низших существ.

В апокрифе Иоанна говорится, что тот, кто познает Отца и Мать, будет позван, а также описывается Пронойя, дающая крещение и откровение:

"Он восславил Святой Дух и Пронойю чудесную, благодаря которой он был пробужден".
"Она - подобие невидимого, девственного и совершенного Духа. Она стала Матрицей всех вещей, ибо Она существовала прежде их как Мать-Отец".

Мать-Отец - это эквивалент гностического Парабрахмы, неделимого Бога. Протенойя Триморф, - одно из имен Богини гностиков. Ее сравнивают с Тройной Богиней кельтов, Богиней с тремя формами, Тригунатмикой (санскр.) или Афиной Тритогенойей (греч.). Ее описание найдено в одном из документов, наиболее важном, найденном в Наг Хамади. Это настоящий гимн Великой Богине, который во многом напоминает Упанишады:

Слово Протенойи:
Я - Глас, который произошел от моей Мысли, так как Я - Супруга. <1>
Меня называют Мысль Невидимого;
Меня называют Голос, который не меняется.
Я - единственная и незапятнанная, <2>, Я - Мать и Голос.
Я говорю с вами разными путями, и совершаю Все.
Знание происходит от Меня, знание всех, кто в бесконечности.
Я говорю в каждом создании и обо Мне знает Всевышний.

Сыны Мысли, слушайте голос Матери,
Потому что вы удостоились этой тайны, <3>
Сокрытой с давних времен с тем, чтобы стали совершенными <4>

Я - образ невидимого Духа, и от Меня все получило свое подобие.
Свет, установленный Матерью, - Дева, <5>, Которую называют Мейротея,
Та, кто недоступна, Чей голос неуловим и неизмерим

Я - единственная, Я - Логос, неизреченная
Непорочная, неизмеримая, невыразимая, скрытый свет, дающий плод
Дающий живую воду из невидимого Источника, <6>
Непорочная, неизмеримая, голос Славы Матери,
Будучи неповторимой и несоизмеримой, Я - Источник всему.
Основа всего зона, <7> основание, которое поддерживает
Всякое движение эонов, дыхание всех сил, глаза трех жилищ

И они не узнали меня, те, кто хранили свои жилища, <8>
Так как Я неуловима, Я и мой посев.
И Мой посев принадлежит Мне, и Я окружу его светом святости
В недостижимой тишине. <9> Аминь

<1> Супруга Отца, то есть Ади Шакти.
<2> Наиболее известные эпитеты в санскритской литературе, чтобы описать Богиню, единственная - Экакини, незапятнанная - Нирмала.
<3> Именно Мать открывает тайну, то есть Реализацию истинного "Я".
<4> Пробуждение Кундалини, которое дает нам внутреннее очищение, единственное средство достичь совершенства.
<5> Кундалини - внутренняя Дева, которая дает свет, чтобы осветить тонкое существо.
<6> Различные аллегории Кундалини.
<7> Первичная Кундалини, то есть Ади Шакти.
<8> Те, кто не искали духовного пробуждения.
<9> Осознание без мысли, Нирвичара.

Отцы церкви Ипполит и Ириней, основные противники гностицизма, особенно пытались уничтожить почитание гностиками Вечной Матери. В своих разоблачениях еретиков они цитируют молитвы гностиков, посвященные Богине и, таким образом, позволяют нам обрести рукописи, которые ранее были утеряны: "От Тебя,Отец, и от Тебя, Мать, два бессмертных имени, родители Божественного Существа, и Ты - небожителъница, Человечество существует во имя Твоей Мощи".


Брачный Чертог и Святой Дух


Священная спираль.
Храм Богини Матсу, Тайвань.

Рукописи гностиков, в частности, Евангелия от Филиппа и Фомы, широко освещают союз двух принципов, мужского и женского, чтобы объяснить состояние связи с Божественным. Этот союз происходит, как это часто называют гностики, в брачном чертоге (аллегория для описания последнего духовного центра - Сахасрары, который открывает сознание в царство божье, плерому, согласно терминологии гностиков).

Когда из двух вы делаете Одно,
Когда внутри то же, что и снаружи,
И когда наверху то же, что и внизу,
Мужское и женское составляют единое,
Тогда вы войдете в царство божье.

Когда вы осознаете, что два это Одно,
Вы станете Сыном человеческим и если вы скажете:
Гора, сойди с места, - она передвинется.

Самая важная часть Евангелия от Филиппа относится к союзу женского и мужского аспектов, который воссоздает первичное Существо. Брачный Чертог - это место духовного возрождения, где вновь обретается первичная природа и обеспечивается бессмертие.

Отец Всего соединился с Девой, которая снизошла и огонь зажегся с этого дня. Он появился в брачном чертоге.

Этим хорошо объясняется союз Атмы (Шива, Отец) с чистой энергией Кундалини в Сахасраре.

Евангелие от Филиппа делает очень четкое различие между Универсальным Духом и Святым Духом, который всегда женского рода. Святой Дух - это направляющая сила космоса:

Она, Святой Дух, наблюдает за каждым и господствует над всеми силами, как над теми, которые укрощены, так и над теми, которые не укрощены.
Она, Святой Дух, ослепляет демонические силы, которые вредят святым.

Гностики имели знание, тщательно выработанное и одновременно очень близкое к индийской духовной традиции. Богиня Мать почиталась первыми христианами, и их единственной виной было то, что они обладали истинными Знаниями, противоречившими доктрине церкви. Для гностиков Мать была той, кто дает пробуждение. И это пробуждение исходит из союза двух форм: мужской (Атман) и женской (Кундалини). Этот союз заключается в брачном чертоге, который является чакрой Сахасрарой.

Отрывок из "Protenoia Trimorphe" показывает Богиню, открывающую Вечную тайну пробуждения священной энергии, сокрытой в каждом из нас. Именно она - Мать, дающая Святой Дух:

Я Совершенство Всего, иными словами, Мейротеа, Слава Матери. (...)
И я зову вас в горнем Свете, к Той Совершенной,
Если вы войдете в Нее, вы будете прославлены, теми кто славят.
И они дадут вам Трон, те кто дают Трон. И вы получите Облачение, И они дадут вам крещение, те кто дают крещение.
И вы станете Славой Славы.
Той, в которой вы будете изначально, так как вы - ее отражение.
И я сокрыта в каждом. Я проявилась в них.
И они хотели узнать меня, Всеми своими мыслями искали меня.
Так как это Я, кто дает облик всему. Это Я зарождающийся Голос,
И Я вдохнула жизнь в тех, кто стал моими.
И вечный Дух Святой Я явила им
И Я поднялась на Небо, Я вошла в мой Свет.

Приоритет вечного женского элемента, дарующего Святой Дух, "дуновение", был абсолютно скрыт в каноническом христианстве.

Перейти на начало страницы




Из книги Гвеналь Верез "Мать и Духовность. Конфискованная Истина. Обретенный путь"
Сахаджа Йога, 2006-2014