Такуан Сохо. Хроники меча Тайа

Разделы о Такуане:   [показать]

 

В переводе - Тайа ки. Приводятся фрагменты.

* * *
Мастер боевых искусств не сражается, чтобы приобрести или потерять, не озабочен силой или слабостью, не делает ни одного шага вперед и не отступает ни на один шаг назад. Враг не видит его. Он не видит врага. Проникая туда, где небо и земля еще не разделились, где инь и ян еще не возникли, он достигает цели быстро и неотвратимо...
У такого мастера отсутствует страстное стремление к победе и беспокойства по поводу поражения, а также равнодушие к силе и слабости. Слово "его" в выражении "Враг не видит его" указывает на его истинное "я". Речь здесь не идет о видимом облике. Люди легко замечают видимый облик, редко кто из них может видеть истинное "я", поэтому и сказано: "Враг не видит его".
Он не видит врага, поскольку он чужд личностному видению, он не видит мастерства видимой личности своего врага. Хотя и сказано: "Он не видит врага", но это не означает, что он не видит врага у себя перед глазами. Уметь видеть одно и не видеть другого - вот самая суть мастерства.
Истинное "я" существовало до разделения неба и земли, до рождения отца и матери. Истинное "я" пребывает во мне, в птицах и зверях, в травах и деревьях, во всех феноменах. Именно это истинное "я" называется природой Будды. Это "я" не имеет очертаний или формы, оно не рождается и не умирает. Вы не можете видеть его земными глазами. Лишь тот, кто достигает Просветления, может его видеть. Говорят, что видевший его видел свою подлинную природу и стал Буддой.
Такой мастер направляет свой взор туда, что существовало до разделения неба и земли, до возникновения инь и ян. Важно не прибегать к мыслям и рассуждениям, а смотреть прямо вперед. Если поступать таким образом, великая цель вскоре будет достигнута.

* * *
Когда нужно убить, безупречный воин убивает. Когда нужно возвращать к жизни, он возвращает к жизни. Убивая, он полностью сосредоточен; возвращая к жизни, он полностью сосредоточен. Не определяя, что хорошо, а что плохо, он видит хорошее и плохое. Не пытаясь проводить различия, он различает без затруднений.
Отнимая и возвращая жизнь, безупречный воин действует свободно, пребывая в медитативном состоянии. При этом он идеально сосредоточен и составляет нерасчленимое целое с объектом своей медитации. Во всем, что касается боевых искусств, он не называет ничего "правильным" или "неправильным", а видит все таким, каково оно есть. Он не пытается судить о происходящем, хотя с успехом может это делать.

* * *
Вы желаете достичь мастерства? В таком случае, идя, стоя, сидя и лежа, разговаривая и сохраняя молчание, во время чайной церемонии и рисовой трапезы ваша тренировка должна продолжаться, вы должны быстро намечать цель и внимательно следить за любым ее приближением или удалением. Так вам следует смотреть прямо в суть вещей. По мере того, как будут проходить месяцы и годы, вам покажется, что свет постепенно зажигается во тьме. Вы постигнете мудрость без учителя и безо всяких усилий откроете в себе таинственный дар. При этом вы останетесь в пределах обычного, но все же выйдете за его пределы. Называя это одним словом, говорят: "Тайа"...
Вы не должны быть пренебрежительны и невнимательны в своих усилиях. Вы должны ясно осознавать, что делаете и зачем. Вы должны быстро выбирать для себя цель и постоянно исследовать эти принципы. Всегда идите прямо вперед, зная, что правильное правильно, а ошибочное ошибочно. Соблюдайте этот принцип во всем. Вы всегда должны прилагать усилия. По мере того как месяц за месяцем, год за годом вы будете продвигаться вперед, ваше самостоятельное постижение таинственного принципа будет подобно видению зажженного фонаря в кромешной тьме ночи...
Словом "Тайа" в Древнем Китае называли меч, которому в Поднебесной нет равных. Этот прославленный меч, украшенный самоцветами, легко рассекает все: от жесткого металла и каленой стали до твердых жемчужин и драгоценных камней. Во всей Вселенной нет ничего, чем можно было бы затупить острие меча Тайа. Того, кто пробудил в себе таинственную способность, не смутит ни предводитель армии, ни вражеские полчища численностью много сотен тысяч человек. Достоинства такого человека подобны острию прославленного меча. Вот почему я называю эту таинственную способность "мечом Тайа".

* * *
У каждого есть этот острый меч Тайа, и в каждом он пребывает в совершенной полноте. Постигшие нагоняют страх даже на Мар, а несведущих легко обманывают даже еретики...
Настоящий мастер никогда не показывает кончика своего меча. Он так быстр, что даже ветер не поспевает за ним. Он так стремителен, что промелькнет, и даже молния не успеет блеснуть. Если человек не владеет этой тактикой, он только собьется и запутается, при этом он сломает клинок, поранит руку и не проявит ловкости. Подлинное мастерство не измерить ни опытом, ни знаниями. Его невозможно выразить словами, невозможно выучить по книге. Таков закон специальной передачи истины за пределами наставлений...
Истину не выразить словами. Истине не научить, к какому бы методу обучения мы ни прибегали. Это великое учение выходит за пределы наставлений всех учителей. Оно требует самоуглубления и постижения реальности наедине с собой.

* * *
Для проявления этой великой способности нет установленных правил. Правильное действие, неправильное действие – даже Небеса не могут разобраться в этом... Другими словами, постигающий реальность в основе правильного и неправильного выходит за пределы удовольствия и страдания, и даже Небеса не могут определить, что у него на уме...
Если человек закалил себя и постиг этот принцип, он будет одним мечом повелевать всем сущим под Небесами...
Изучающие этот Путь (то есть таинственный принцип меча Тайа) да не будут легкомысленны! Им следует открываться для своего внутреннего света. Продолжая прилагать настойчивые усилия, они никогда не должны быть пренебрежительными.

Перейти на начало страницы