Уильям Блейк. О религии

Естественной религии не существует
Трактат написан в 1788-1789 годах. Он содержит краткие изложение основных идей Блейка. Здесь и далее перевод Валерия Чухно.
Часть первая
Аргументы. Человек получает представление о нравственности лишь через посредство образования. Но по своей сущности он не более чем дитя Природы и воспринимает мир только через органы чувств, каковыми наделила его Природа.
I. Человек не может воспринимать мир каким-либо иным образом, кроме как через свои природные, или физические органы чувств.
II. Мыслительные способности человека дают ему возможность судить только о том или сравнивать только с тем, что он познал через свои органы чувств.
III. Если какой-то объект был воспринят человеком с помощью, например, лишь трех органов чувств из пяти, то ему невозможно представить себе, каким этот объект был бы им воспринят посредством четвертого или же пятого чувства.
IV. Поскольку человек имеет только те органы чувств, которыми наделила его Природа, то какими иными могут быть его мысли, кроме как природными или органическими?
V. Желания человека ограничены его чувствами: никто не может желать того, чего он не в состоянии чувствовать.
VI. Поскольку человек получает обо всем представление лишь с помощью своих органов чувств, то его желания и мировосприятие по необходимости ограничиваются только теми объектами, которые могут им восприниматься посредством органов чувств.
Выводы. Не обладай человек поэтическим или пророческим даром, философия и эмпирические науки были бы сведены к изучению одних лишь материальных объектов и вскрое остановились бы в своем развитии, неспособные ни на что иное, кроме бесконечного повторения одних и тех навязших на зубах истин.
Часть вторая
I. Способность человека к восприятию зависит не от одних лишь органов чувств; человек способен воспринимать намного больше того, что ему позволили бы одни лишь органы чувств, каковыми бы острыми они у него ни были.
II. Разум, или рациональная способность соотносить между собой познанные нами факты, - это далеко не то же самое, что чисто механическое накопление знаний.
III. (Этот пункт в рукописях Блейка не сохранился.)
IV. Если вы вледеете тем, что имеет пределы или границы, то рано или поздно это вам приедается. Монотонное повторение одних и тех же явлений, пусть даже это относится и к целому миру, вскоре начинает восприниматься человеком как утомляющее своим однообразием вращение бесчисленных колесиков некоего сложного механизма.
V. Даже если человек обладает чем-то в очень большом количестве, ему все равно со временем становится этого мало. "Еще! Еще!" - кричит его ненасытная душа. Ему нужно заполучить все - меньшим он уже не сможет удовлетвориться.
VI. Стремление получить в свою собственность то, что получить невозможно, приводит в конечном итоге к тому, что человек впадает в беспросветное состояние.
VII. Поскольку желания и устремления человека не знают пределов, а стало быть, бесконечны, то бесконечно и все, чем человек обладает, равным образом как и он сам бесконечен.
Выводы. Тот, кто видит во всем сущем бесконечное, видит Бога. Тот же, кто видит во всем сущем только рациональное, видит одного лишь себя.
Из этого следует, что Бог становится таким, каковы мы сами, с тем чтобы мы получили возможность стать такими, каков Он.

 
Christ Blessing the Little Children
Christ Blessing the Little Children

Все религии одинаковы
Глас вопиющего в пустыне.
Предмет обсуждения. Поскольку единственно достоверным методом познания является опыт, то способность приобретать опыт является абсолютно необходимым условием для накопления знаний. Именно эту способность я и хочу обсудить.
Аргумент первый, заключающийся в том, что Человек в лучших своих проявлениях является Поэтическим Гением, и своей телесной формой, или внешним обликом, каждый из нас обязан именно Поэтическому Гению, которым он наделен. Точно так же любой предмет или объект нашего мира имеет тот внешний вид, какой придает ему его гений, - тот гений, который древние называли то Ангелом, то Духом, то Демоном.
Аргумент второй. Поскольку все люди - при всем их бесконечном многообразии - подобны друг другу своим внешним обликом, точно так же они подобны друг другу и своим Поэтическим Гением.
Аргумент третий. Ни один человек не способен думать, писать или говорить абсолютно искренне, как бы ни стремился он быть правдивым. А потому источником всех без исключения направлений философии является опять-таки Поэтический Гений, но приспособившийся к слабостям каждого индивидуума.
Аргумент четвертый. Подобно тому, как, путешествуя по уже открытым землям, никогда не узнаешь новых земель, точно так же, пользуясь одними лишь известными знаниями, никогда не приобретешь новых. Этим и объясняется необходимость существования универсального Поэтического Гения.
Аргумент пятый. Отличия в религиях разных народов мира проистекают из различного представления о Поэтическом Гении, под которым тем не менее во всех странах подразумевается Пророческий Дар.
Аргумент шестой. И иудаистская, и христианская Библии имеют своим первоисточником Поэтический Гений, что необходимо следует из ограниченной природы физических ощущений человека.
Аргумент седьмой. Все люди в сущности одинаковы (несмотря на все свое бесконечное разнообразие), поэтому и все религии одинаковы, а раз они одинаковы, то, значит, имеют один источник.
И источником этим является Человек - Человек в лучших своих проявлениях, то есть Поэтический Гений.

Лаокоон
Лаокоон - это троянский герой, прорицатель и жрец бога Аполлона, пытавшийся во время Троянской войны помешать троянцам втащить в город оставленного греками деревянного коня, в котором были спрятаны греческие войны. Боги, заранее предрешившие гибель Трои, послали двух огромных змей, которые удушили Лаокоона и двух его сыновей.
Если суть христианства заключается в Нравственности, то Спасителем нужно считать Сократа, а не Иисуса Христа.
Искусство деградировало, в творческой фантазии нет нужды, народами правит война.
Духовный конфликт: подобно тому, как Израиль освободился от Египта, так и Искусство освободилось от подражания Природе.
Поэт, живописец, музыкант, архитектор: если человек (мужчина или женщина) не является одним из них, то он не Христианин.
Вы должны отказаться и от своих отцов, и от своих матерей, и от своих жилищ, и от своих земельных владений, если они стоят на пути Искусства.
Молитва - это предмет Искусства.
Восхваление - это практика Искусства.
Соблюдение поста и тому подобные вещи - это тоже Искусство.
Внешние церемонии противны Христианству по своей сути.
Вечная сущность Человека заключается в его воображении, и в этом проявляется сам Господь Бог (проявляется божественная сущность Человека, проявляется Иисус), и все мы - Его подобия.
Это находит выражение в созданных человеком произведениях Искусства (в вечности существует лишь то, что мы видим в воображении).
Истинное христианское милосердие не имеет отношения к деньгам (этому жизненному соку для бедных семей), а значит, не зависит от правителей, государства или Естественой религии. Деньги - это Сатана-искуситель и первопричина всего доброго и злого в человеке; это источник его греховности.
Добро и Зло - это Богатство и Бедность, это Древо Страданий, и плоды его - Жизнь и Смерть.
Когда думают о деньгах, Искусству нет места; есть лишь место войне человека со своими страстями (читайте у Матф. гл.10, стихи 9 и 10), подобной той, которую пришлось бы вести с собой, пытаясь достигнуть двух невозможных вещей - непорочности и воздержания, этих богов язычников.
Он сожалел, что сотворил Адама, и это печалило Его душу.
Все, что может быть сотворено, может быть и уничтожено.
Адам - всего лишь земной человек, Человек Природный, то есть существо из плоти и крови, а не бестелесный Дух или материализовавшееся Воображение.
Искусство древних Евреев считается у деистов греховным. (Деисты - последователи деизма, религиозно-философской доктрины, получившей распространение в XVII-XVIII вв, признающей Бога как мировой разум, как творца мира, но отвергающей Его участие в жизни природы и общества.)
Все, что мы видим, - это зрительные образы, воспринимаемые посредством наших природных органов и столь же быстро исчезающие, как и возникающие, но надолго остающиеся в нашем воображении, хотя Человек Природный и считает их несуществующими.
Искусство невозможно без изображения Обнаженной Красоты.
Боги Греции и Египта были подобны геометрическим фигурам - смотри сочинения Платона.
Подвергая осмеянию Святой Союз и отрицая возможность прямого общения с Богом, опустошители вопрошают: "Где же те дела Господни, что творил Он в пустыне? Покажите, в чем они заключаются и что Его толкало на них?" Во всяком случае, они заключаются не в тех вещах, которыми так похваляется Египет или Вавилон, чьи боги - могущественные силы земного мира и Богиня Природа, сначала обезображивающие творения Искусства, а затем уничтожающие их, ибо главное для них - Война и Владычество. (Опустошители - согласно Библии, некие враждебные человеку и даже самому Богу силы, хотя Он иногда и насылает их на человека для наказания.)
Любая империя - противник Искусства.
Жена Сатаны, она же Богиня Природа, - источник войн и страданий, а героизм - ее жалкая жертва.
Не всякое удовольствие купишь за деньги.
Есть страны, в которых всех провидцев считают безумцами; таковы Греция и Рим, такова любая автократия.
Без непрерывной практики ничего не добиться. Искусство - это постоянная практика. Стоит вам остановиться - и вы утратите достигнутое.
Иисус, его апостолы и ученики - все они были Художниками. Но их деяния были сведены на нет семью Ангелами семи Церквей в Азии и антихристианской наукой.
Ветхий и Новый Завет являются величайшими кодексами Искусства.
Искусство - это Древо Жизни, и Иисус - его Бог. Наука - это Древо Смерти.
Единственным занятием человека должно быть Искусство, а его темой - каждодневная жизнь. Никакой загадочности в Искусстве!
Тот, кто не созидает, - не христианин, а еще менее тот, кто разрушает.
Христианство - это Искусство, а не деньги. Деньги же - это проклятие.
То, что мы называем драгоценными камнями древности, - не более чем камни с кирасы Аарона. (Аарон - первосвященник, старший брат Моисея, помогавший ему при исходе евреев из Египта.)
Разве можно назвать хоть один из свойственных человеку пороков, о котором бы не говорилось открыто в Библии?
Не все, что Сатана называет грехом, является таковым: в мире столько Красоты и Любви.

Перейти на начало страницы