Уильям Блейк. Бракосочетание Рая и Ада

Трудно с точностью определить жанр этого произведения – это одновременно и философский трактат, и свод афоризмов, и стихотворение в прозе. Здесь Блейк объявляет несостоятельной общепринятую христианскую концепцию Добра и Зла. Философские взгляды Блейка сменились от условно называемых "христианских", представленных в ранних стихотворениях, к условно "натуралистическим". Блейк приходит к мысли, что Добро невозможно без Зла, ибо Добро (Порядок, Рассудок, Небо) - пассивно, подчинительно, а мятежное Зло (Энергия, Воображение, Ад) - созидательно. Добро олицетворяет духовный застой, а Зло - метания и борения Духа. Традиционное Зло является символом духовной свободы, творческой энергии, преобразующей мир, а традиционное Добро - символом пассивности и догматизма. Однако Блейк остается верен своей диалектике. Только взаимодействие обоих противоположных начал образует естественный порядок вещей, одно немыслимо без другого, а их "бракосочетание" ведет к подлинной духовности.
Перевод Сергея Степанова.

Предварение
Ринтра (пророк, олицетворяющий гнев, который охватывает воображение при взгляде на порочный мир) рычит, мечет молнии в небе нависшем;
Алчные тучи клокочут в пучине.
Некогда кроткий, опасным путем
Шел праведник долиною смерти.
Розы посажены в терние,
Пчелы поют на опустошенной земле.

Вот путь опасный и ожил;
Бьют ключи из-под камней и надгробий,
Белые кости обросли алою перстью.

Злодей оставил покоя пути,
Чтоб опасными шествовать,
Вверг праведника в опустошенные земли.

Ныне аспид коварный пребывает в смиреньи,
Праведник же вопиет по пустыням,
Где обиталище львов.

Ринтра рычит, мечет молнии в небе нависшем;
Алчные тучи клокочут в пучине.

И как явлено новое небо, тому уже тридцать три года (то есть в 1757-ом году, согласно учению шведского мистика Сведенборга, в этот год должен был свершиться страшный суд) восстал Вечный Ад. Вот и Сведенборг сидит, аки Ангел у гроба, в свитках своих сочинений, аки в холстине. Днесь господство Едома (Едом - Исав, старший сын Исаака, хитроумием младшего своего брата, Иакова, лишенный прав первородства) и восстановленье Адама в Эдеме. Смотри Книгу пророка Исайи, гл. XXXIV, XXXV.
В отсутствие Противоположностей никакого движения нет. Притяжение и Отталкивание, Рассудок и Энергия, Любовь и Ненависть насущны бытию Человека.
Все то, что именуют чтущие религию Добром и Злом, из сих проистекает. Добро безвольно - им помыкает Рассудок. Зло же алчно и проистекает из Энергии.
Добро - Небо. Зло - Ад.

 
Bathsheba at the Bath
Bathsheba at the Bath

Глас диавола
Все Библии, то есть своды священных писаний, суть первовопричина следующих заблуждений:
1. Что Человеку присущи два начала, а именно: Тело и Душа.
2. Что Энергия, именуемая Злом, единственно от Тела; Рассудок же, именуемый Добром, единственно из Души.
3. Что Господь обречет Человека на Вечные Муки, ибо сей уступает своим Энергиям.

В то время как Истина как раз в Противоположном:
1. Нет Человеку Тела отдельно от Души его; ибо именуемое Телом есть частица Души, отличенная пятью Чувствами, вратами Души в веке сем.
2. Энергия и есть единственно жизнь, и есть от Тела; Рассудок же есть Энергии вервье и привходящее.
3. Энергия есть Вечное Блаженство.

Кто угнетает Желанье, справляется только со слабым; Угнетатель же, то есть Рассудок, берет власть и правит безвольным.
А подавленное, мало-помалу чахнет оно, покуда не станет тенью Желанья. Сие повествует "Потерянный Рай", где Владыка, то есть Рассудок, наименован Мессией. А первородный Архангел, архистратиг Небесного воинства, наименован Диаволом, то есть Сатаной; дети же его - Грехом и Смертью.
Однако же в Книге Иова мильтонов Мессия наименован Сатаной. Вот почему Книга Иова была принята обеими партиями. В самом деле, Рассудок видит: как будто бы Желанье и посрамлено; Диавол же толкует, что пал Мессия, Небо же сотворил он из того, что украл из Преисподней.
Так сказано в Евангелие, где Мессия молит Отца послать Утешителя, то есть Желанье, дабы мог Рассудок опереться на Воображение; библейский же Иегова не кто иной, как Мессия, пребывающий в Геенне Огненной.
Так что после смерти Христа Мессия стал Иеговой. А по Мильтону Отец есть Неизбежность, Сын - Рациональность пяти чувств. Дух же Святой — Вакуум!
Добавление: причина, по которой Мильтон писал весьма сдержанно о Боге и об Ангелах и весьма свободно об Аде и о Диаволе, заключается в том, что был он истинным Поэтом и, сам того не ведая, принадлежал партии Диавола.

Достопамятное видение
Прогуливаясь меж языков Адского пламени и вкушая наслаждения Гения, кои Ангелы почитают за смертную муку и безумье, собирал я Адские Притчи; полагая, что сколь речения народа отражают его нрав, столь же Притчи Ада указуют сущность Диавольской премудрости, и куда лучше, нежели описанье костюмов и служб.
Пришедши в себя, то есть в пучину пяти чувств, где хмурый утес нависает над миром сим, увидел я окутанного черными тучами могущественного Диавола парящим у отвесной стены; жгучими молниями он вытравливал надпись, днесь постигнутую и прочитанную человеками на земле:
Откуда знать тебе в своей темнице чувств, что в каждой птице,
В небе круг чертящей, - скрыт бесконечный Мир Блаженства?

Притчи Ада
В пору сева внимай, в жатву наставляй, зимою блаженствуй.
Телегу и плуг веди по костям мертвых.
Тропа излишества ведет в чертоги мудрости.
Благоразумие - дебелая вздорная старая дева, поятая Бессилием.
Возжелав и не сделав, разводишь чуму.
Червь рассеченный плуг не клянет.
Топи в реке взалкавшего воды.
Глупец следит иное древо, нежели мудрец.
Чей лик не точит света, тому звездой не стать.
Плоды бренного возлюблены Вечностью.
Рабочей пчеле горевать недосуг.
Век глупости отмеряют часы, века же мудрости никакими часами не измерить.
Здоровую пищу берут без тенет и капкана.
В голодный год плюнь на меру, число и вес.
Нет такой птицы, чтоб своим крылом излишне воспарила.
Мертвый не мстит.
Верх величия - признать другого выше.
Стой на своем безумии глупец - и стал бы мудрецом.
Плащ плутней - простота.
Смиренье - плащ гордыни.
Тюрьмы стоят на скрижалях Закона, блудилища - на догматах Веры.
Самовлюбленность павлина - слава Господа.
Похоть козла - щедрость Господа.
Ярость льва - мудрость Господа.
Нагота жены - творенье Господа.
Излишек горя смеется. Излишек радости плачет.
Львиный рык, волчий вой, ярость волн и разящий меч суть толика вечности, кою не емлет зрак человеков целиком.
Лиса клянет капкан, а не себя.
Радости плодотворят. Горести рождают.
Мужу львиная шкура, жене овечье руно.
Птице гнездо, пауку тенета, человеку дружба.
Предвзятый улыбчивый глупец и мрачный нахмуренный глупец покажутся равно мудры, предстань они бичом Господним.
Днесь очевидное вчера только мнилось.
Крыса, мышь, лиса и кролик ждут корневища; лев, тигр, конь и слон дожидают плодов.
Водоем приемлет, источник извергает.
Одна мысль заполняет бесконечность.
Всегда будь искренен - подлец обойдет стороной.
Все, во что можно поверить - образ истины.
Лишь попусту орел потратит время, пошли его учиться у вороны.
Лиса приготовляет корм сама, льву же - Господь.
Думай с утра. Верши днем. Ешь ввечеру. Спи в ночь.
Кто позволяет себя надувать, надувает тебя.
Сколь плуг следует слову, столь Господь внемлет молитве.
Тигры гнева мудрее мулов наставления.
Жди отравы в стоячей воде.
Не зная избытка - и меры не знать.
Глупец тебе пеняет - слушай! Се королевская честь!
Очеса огня, ноздри воздуха, уста воды, борода земли.
Слабый мужеством на хитрости горазд.
Не ищет яблонь бука, как цвести, ни лев коня, как брать добычу.
Благодарный воздает сторицей.
Избегни глупости другие - мы сами впали бы в нее. Души чистейших наслаждений ничем не замарать.
Следя полет орла, емлешь толику Гения; подыми лице твое!
Как гусеница для яичек ищет лист получше, так и священник для проклятий ищет лучших из услад.
Дабы сотворить и малый цветок потребен труд веков.
Проклятие укрепляет. Благословение расслабляет.
Вино ценится выдержкой, вода - свежестью.
Молитвы не пашут! Гимны не жнут! Радости не смеются! Горести не плачут!
Голова — Величие, сердце — Сострадание, чресла — Красота, руки и ноги — Гармония.
Что воздух птице, волны рыбе, то и презрение презренным.
Черный мир вороне люб - сове же белый люб.
Страсть прекрасна!
И лев бы стал лукав, послушай он лису.
Ученье уравнивает пути; Гений же идет кривыми путями, как они есть.
Удави лучше дитя в колыбели, но не дави желаний своих.
Где человека нет, Природа бесплодна.
Не внемлют истине, покуда не поверят.
"Хватит!" значит "Перехватил".

Древние поэты одухотворяли ощущаемый мир, вселяя в него Богов, то есть Гениев, давали им имена, приписывали им качества лесов, рек, гор, озер, городов, народов и всего того, что могли они различить во множестве утонченных своих ощущений. И особо старались они, чтобы каждый город, каждая деревня имели своего Гения, предоставляя им покровительство собственного Духовного Божества.
Так сложилась Система, из которой некоторые извлекли выгоду: они поработили чернь, придав самосущность Духовным Божествам, отъяв сии от их объективной основы - отсюда, почерпнув священные таинства из поэтических сказаний, пошло Священство. В конце же концов, они возвестили, что так заповедали Боги.
Вот как люди забыли, что все Божества гнездятся в груди человеческой.

 
The Blasphemer
The Blasphemer

Достопамятное видение
Пророки Исайя и Иезекииль трапезовали со мной; и вопросил я их, как могли они так безоговорочно утверждать, что именно Бог говорил им; и не посещали ли их сомнения, что неправильно понятые послужат они причиною обмана.
Исайя ответил: "Никакого Бога не видел я, да и не слышал ничего в конечном чувственном восприятии; но чувства мои во всем открыли бесконечное, и так как уверовал я и утвердился, что глас гнева праведного и есть Глас Божий, то не заботился о последствиях, но писал".
Тогда я спросил: "Может ли твердое убеждение в том, что вещь такова, сделать ее таковою?"
Он ответил: "Все поэты уверены в этом, и в эру Воображенья сие твердое убеждение двигало горы; но не многим дано хоть во что-то уверовать".
Тут вмешался Иезекииль: "Философия Востока учила двум началам человеческого восприятия. Одни народы брали за первоначало одно, другие — другое; в Израиле мы учили, что первоначалом является (как его именуете вы) Поэтический Гений, все прочее - лишь его производные; вот причина презрения нашего к священнослужителям и философам других земель и народов, причина пророчества о неизбежном признании всех Богов производными нашего Бога, признания их данниками Поэтического Гения. Именно этого так горячо желал наш великий Поэт Царь Давид, именно к этому взывает, говоря, что сим повергает он врагов и правит царствами; и так любили мы нашего Бога, что во имя его мы прокляли всех Богов окрестных народов и обвинили их в отступничестве. Отсюда чернь заключила, что все народы в конце концов покорятся Израилю. Сие, как и всякое твердое убеждение, сбывается: ибо все народы чтут Книги Израиля и возносят Богу Израиля - куда же еще покоряться?"
Слушал я и дивился, ибо признал в этом свои собственные убежденья.
После трапезы просил я Исайю облагодетельствовать мир утраченными своими писаньями; он сказал, что ничто важное не утрачено. И то же самое сказал Иезекииль о своих.
И спросил я Исайю, что побудило его три года ходить нагим и босым. Он ответил: "То же, что и нашего греческого сторонника Диогена".
И спросил я Иезекииля, отчего он ел навоз и лежал столь долго на правом и на левом боку. Он ответил: "От желанья пробудить людей к восприятию бесконечного; так поступают индейцы северо-американских племен - да и искренен ли, кто действует противу своего поэтического гения, сиречь совести, во имя сиюминутных покоя и удовольствия".

Как слыхал я в Аду, древнее пророчество, что по прошествии шести тысяч лет мир сей пожрется огнем, истинно. Ибо Ангелу с мечом огненным уже велено оставить стражу у древа жизни; и как свершится сие, пожрется все творение и явится бесконечным и священным, как ныне развращено оно и конечно.
Придет же сие чрез очищение чувственных наслаждений.
Но сперва нужно избавиться от самой мысли, что есть человеку тело отдельно от души его; и сие сделаю я сам, печатая сатанинским способом с помощью кислот, кои в Аду целебны и благотворны, растворяя внешние покровы, обнажая потаенное бесконечное.
Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку, как оно есть - бесконечным.
Ибо человек замуровал себя так, что видит все чрез узкие щели пещеры своей.

Достопамятное видение
Был я в Адской Печатне и видел способ, коим знания передаются из поколения в поколение. В первой пещере Человек-Дракон удалял пустую породу от входа; внутри же несколько Драконов долбили стены.
Во второй пещере был Змей, обвившийся вкруг скалы, и прочие змеи украшали ее златом и серебром, и дорогими каменьями.
В третьей пещере был Орел с крыльями и перьями воздуха; внутренность пещеры заставлял он быть бесконечною. Вокруг же Люди-Орлы высекали чертоги в огромных утесах.
В четвертой пещере Львы Геенны Огненной метались кругом и плавили металлы в текучие жидкости.
В пятой пещере Безымянные твари отливали метaлличecкиe листы.
Затем листы попадали к Людям, занимавшим шестую пещеру, и превращались в книги, и расходились по библиотекам.
Гиганты, основавшие мир сей в его чувственном бытии и якобы ныне пребывающие в оковах, суть истинные причины жизни мира сего и суть источники всякого деянья; оковы же суть уловки слабых и покорных, коим достало силы противиться энергии. Согласно притче - слабый мужеством на хитрости горазд.
Так одна сторона бытия есть Животворенье, другая же Пожранье. Пожирателю представляется, что творец якобы пребывал в оковах своих; но это не так - сей лишь принимает толику бытия за целое. Ведь Животворенье не было б таковым без Пожирателя, который, как море, поглощает избыток наслаждений.
Скажут: "Не есть ли Господь единственно Живодавец?" Отвечу: "Господь лишь Творящий и Сущий в Человеках".
Эти две категории людей всегда присутствуют в мире сем, и всегда им должно враждовать: кто же пытается примирить их, ищет гибели сущего. Религия и есть такая попытка.
Добавление: Иисус Христос не желал объединить их, но разделить, как в притче об агнцах и козлищах (Евангелие от Матфея, 25, 31-33)! Он говорит: "Не мир пришел Я принести, но меч" (Евангелие от Матфея, 10, 34-35).
Мессия, сиречь Сатана, или Искуситель, от веку почитался одною из первооснов, кои суть наши Энергии.

 
The Spiritual Form of Nelson Guiding Leviathan
The Spiritual Form of Nelson Guiding Leviathan

Достопамятное видение
Приступил ко мне Ангел и возопил: "О жалкий безумный отрок! О кощунник! О тварь смердяща! Одумайся! Геенну Огненную уготовляешь ты себе в Вечность, следуя стезею сей".
Я сказал: "Так не соизволишь ли ты показать мне вечный жребий мой, и вместе мы посмотрим; а там и увидим, твой жребий завиднее или мой".
И повел он меня в хлев, оттуда в церковь, потом сошли мы в склеп и там добрались до мельницы. Пройдя же через мельницу, оказались мы в пещере.
Вниз по извилистому подземелью нащупывали мы наш каменистый путь, пока не открылась под нами пустота, бескрайняя, как дольнее небо; уцепились мы за корни деревьев и повисли над бездной. И сказал я: "Давай предадим себя пустоте сей и посмотрим, есть ли и здесь Провидение. Если не хочешь, то я один". А он ответил: "Не пытай Господа, отрок, и отсюда увидим мы скоро жребий твой, как только расступится тьма".
И остался я с ним, повиснув на корявом корне дуба. А он уцепился за поганку, которая росла шляпкою в бездну. Мало-помалу рассмотрели мы бесконечную Преисподнюю, клокочущую, как дым над пылающим городом; бесконечно далеко под нами было Солнце, черное, но сияющее; вокруг него были натянуты пылающие канаты, по которым ползали огромные пауки в поисках добычи, которая летала или, скорее, плавала в бездне, в виде самых ужасных тварей, исчадий разврата; и воздух кишел ими, и, казалось, целиком состоит из них - то были Диаволы, именуемые Силами Небесными.
Тут я спросил спутника моего - каков же мой вечный жребий? Он ответил: "Меж черным и белым пауком".
И тут в туче меж черным и белым пауком ударила молния и прогрохотала бездною, заволакивая мраком все под нами; и дно пучины почернело, как море, и со страшным грохотом свернулось. Ничего внизу не было видно - лишь черный смерч, пока не увидали мы меж туч, клубящихся на Востоке, поток крови вперемешку с огнем; и в нескольких бросках камня от нас показалось и погрузилось снова чешуйчатое кольцо чудовищного змея. Наконец, на расстоянии трех колен его к востоку показался над волнами огненный гребень. Медленно поднимался он, словно гряда скал, пока не увидали мы два кроваво-огненных ока, от которых расходились волны в клубах дыма; и стало ясно нам, что сие голова Левиафана (в библейской мифологии огромное морское чудовище, описываемое как крокодил, гигантский змей или исполинский дракон. В Библии Левиафан упоминается либо как пример непостижимости божественного творения, либо в качестве враждебного Богу и олицетворяющего первобытный Хаос могущественного существа, над которым Бог в начале времен одерживает победу). Лоб его был иссечен зелеными и пурпурными полосами, как лоб тигра. Вскоре мы увидели пасть его и красные жабры, показавшиеся прямо из клокочущей пены, изливавшие потоки крови в черную бездну и устремившиеся к нам со всей яростию Духовного Бытия.
Мой спутник Ангел поспешно вскарабкался обратно на мельницу; я остался один, и видение больше не возобновлялось; но оказался я сидящим на тихом берегу реки в лунном свете, внимающим арфисту, певшему под аккомпанемент арфы вот что: "Кто никогда суждений не меняет, подобен воде стоячей и плодит гадюк рассудка".
Но поднялся я и разыскал мельницу; там обнаружил я моего Ангела, который с удивлением осведомился, как это я уцелел. Я ответил: "Всем тем, что видели, обязаны мы твоей метафизике; ибо, когда ты сбежал, оказался я сидящим на берегу реки в лунном свете внимающим арфисту. Что же, посмотрели мы мой вечный жребий - не показать ли тебе твой?"
Ангел только посмеялся моему предложению; тогда силою обхватил я его и полетел на запад сквозь тьму, пока не поднялись мы выше земной тени, затем я бросился вместе с ним прямо в кипящее солнце. Здесь облачился я в белое и, вложив в длань свою тома Сведенборга, покинул сияющую страну, и миновал все планеты, вплоть до Сатурна. Здесь передохнул я, а потом устремился в пустоту меж Сатурном и неподвижными звездами.
Я сказал: "Здесь твой вечный жребий, в этом самом месте, если можно назвать это местом". Вскоре мы увидели хлев и церковь, подвел я его к алтарю, раскрыл Библию, и - о чудо! - открылось глубокое подземелье, в которое сошел я, толкая Ангела впереди себя.
Вскоре мы увидели семь кирпичных домов. В один из них мы вошли; там было множество мартышек, павианов и прочих обезьян, сидевших на цепи; они скалились и рвались друг к другу, но короткие цепи не пускали их. Несмотря на это, я заметил, что временами их становилось больше - тогда сильные хватали слабых и с оскаленными рожами сначала совокуплялись с ними, а затем пожирали их, отрывая сначала одну конечность, потом другую, пока тело не становилось беспомощным обрубком. Скалясь и целуя его с притворной нежностью, они пожирали и это; и кругом видел я обгладывающих с жадностью свои собственные хвосты. Так как стояло зловоние, невыносимое нам обоим, вернулись мы на мельницу; я же прихватил с собою скелет, оказавшийся, как выяснилось, аристотелевой "Аналитикой" (сочинение древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля, основоположника формальной логики и создателя силлогистики, то есть учения о логической дедукции, рассуждения в котором подаются в форме силлогизмов).
Ангел сказал: "Устыдись, ты всучил мне плоды своего воображения".
Я ответил: "Мы морочим друг друга, беседа же с тобой - не что иное, как потеря времени, ибо плоды трудов твоих - все та ж 'Аналитика'".

Раздор - вот истинная дружба
Сплошь и рядом вижу я, что Ангелы из тщеславия говорят о себе как о Единственно Мудрых. Делают они это с самонадеянной наглостью, проистекающей от систематических мудрствований.
Так и Сведенборг похваляется, что его сочинения суть откровение; в то время как они суть пережевывание давно известных книг.
Некий человек водил напоказ обезьяну - и будучи немногим умнее ее, возомнил о себе и почел себя семи пядей во лбу. Точно так и Сведенборг: он бичует пороки в церквях, выставляет напоказ лицемеров - да только мнит он о себе, что все суть религию чтущие, а он - единственный на земле, вырвавшийся из тенет.
Во-первых, Сведенборг не написал ничего нового. А во-вторых, он повторил всю старую ложь. И вот почему: Сведенборг беседовал с Ангелами, которые все сплошь религию чтут, но не беседовал с Диаволами, которые все как один религию ненавидят, ибо оказался он бессильным в силу своего самомнения.
Так что сведенборговы сочинения суть свод всяческих поверхностных суждений, дополненный анализом наиболее выдающихся, и не более того.
И вот еще что: любой борзописец может состряпать из сочинений Парацельса или Якоба Беме десять тысяч томов равной ценности со сведенборговыми, а из сочинений Данте или Шекспира - бесчисленное множество. Но, совершив сие, да не похваляется он, что знает больше учителей своих, ибо жжет он свечи на солнце.

Достопамятное видение
Однажды увидел я объятого пламенем Диавола, который предстоял Ангелу, восседавшему на облаке; и говорил Диавол: "Вот в чем служение Господу: в почитании даров его в человеках, каждого по гению его, и в любви к величайшим из них; кто клевещет и завидует им - ненавидит Бога, ибо нет никакого иного Бога".
Внимавший сему Ангел сначала посинел, затем, совладав с собою, пожелтел, наконец побелел, порозовел и с улыбкою ответил: "Да ты идолопоклонник! Или Бог не Един? или не явился Он в Иисусе Христе? или Иисус Христос не утвердил своих десяти заповедей? или человеки не безумны, не грешны и ничтожны?"
Диавол ответил: "Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. Будь Иисус Христос величайшим из человеков, ты бы должен был возлюбить его превыше всех. Смотри же, как утверждал Он свои десять заповедей. Не Он ли глумился над Субботой, и тем самым над Богом Субботы? не Он ли убил убиенных во имя Его? не Он ли отвратил закон от блудницы? не Он ли присваивал чужой труд на пропитание Себе? не Он ли лжесвидетельствовал, пренебрегая защитою пред Пилатом? не Он ли соблазнился, когда молился об учениках Своих и когда велел им отряхнуть прах от ступней своих, как откажут им в ночлеге? Я говорю: нет никакой добродетели без преступления сих десяти заповедей. Иисус же был сама добродетель и поступал согласно желанью, а не из правил".
Пока он так говорил, я увидел, как Ангел, расправив крыла, обнял пламя и был пожран, и вознесся, как Илия.
Добавление: Сей Ангел, ставший ныне Диаволом, мой закадычный друг. И часто вместе мы толкуем Библию в ее инфернальном, сиречь диавольском, смысле, который откроется людям, если заслужат они того.
Есть у меня и Библия Ада, которую получат люди, хотят они того или нет.

Законы, ущемляющие свободу, одинаково касаются и льва и вола.

 
Glad Day
Glad Day

Песнь свободы
1. Возопила Жена Вечная (Мать-Природа)! Слышно по всей Земле.
2. Болен брег Альбиона, безмолвен; луга Америки вянут!
3. В озерах и реках встают тени пророчеств - грохочут за океан: темницу, Франция, рушь!
4. Златая Испания, смети препоны ветхого Рима!
5. Брось ключи свои, Рим, прямо в бездну, в бездну на самое дно!
6. И восплачь!
7. Новоявленный ужас, рычащий, в длани грозящей ея.
8. Над горами бескрайними света, там за Атлантикой, новоявленный огонь предстал Князю Звезд!
9. Снежнобров, грозен ликом, распростер над пучиной свои вездесущие крылья.
10. Вспыхнула в небе десница с копьем, щит отставлен; между огненных игл явилась длань мести, новоявленное чудо извергла в звездную тьму.
11. Молнии, молнии мечет!
12. В небо, в небо гляди! О лондонский житель, крепись! Брось, Иудей, свое злато! Воротись к вину и елею! О Африканец! О черный! (Сойди, крылатая мысль, чело его укрепи.)
13. Молнии-длани, иглы огня, как севшее солнце в западное море.
14. Восстав от вечного сна, излилась первостихия.
15. Повержен ревнивый король, крыльями бил он вотще; его седобровые старцы, громобои-воители, наморщенные соратники смешались средь шлемов, щитов, колесниц и коней, слонов и знамен, укреплений, пращей и камней.
16. Повержены, гибнут, бегут! Погребены под руинами, тонут в пещерах Уртоны.
17. Вся тьма под руинами; их зловещее пламя угасло, стоят вкруг поблекшего короля.
18. В огне и грохоте, выводя свое звездное воинство опустошенной землей, отдает свои десять приказов, сверкая очами над бездной в страхе кромешном.
19. Где с востока сын пламени в облаке светлом, пока утро чистит перья златые свои.
20. Испещренные проклятьями тучи рвет в клочья, во прах топчет скрижали закона, вечных коней выпуская из логова тьмы, провозглашая: ИМПЕРИИ БОЛЬШЕ НЕТ!
Хор:
Нет боле ни хриплых проклятий черных Священников Врана зари сыновьям наслажденья! Ни его многочисленной братии, кою нарек он свободною - вервье вязать и своды возвесть. Ни жалких церковных запретов, именующих девственными тех, кто возжелал и не сделал!
Ибо все живое священно!

Перейти на начало страницы