Десять первозданных Учителей (Ади Гуру) Омкара
Проект сайтов
"ОМКАРА"

Заратустра (VIII–VII вв. до н.э.)

Согласно легенде, изложенной в "Шахнамэ", монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился "пастырь человеков" Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы - легендарный царь Джемшид - упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида "не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир". Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род стал господствовать над Ираном.

При шестом царе после Ферндуна - Густаспе - в древнем иранском роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода "Заратустра". Имя Заратустра (Заратушт, Зардушт, Зороастр) означает "обладающий старым верблюдом". Это было простое крестьянское имя, типичное для древнего Ирана. Наиболее вероятным временным периодом Его жизни считают VIII–VII вв. до н.э., а о точных датах жизни нет и речи. Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать Его носила имя Дайдай ("Божественная рыба"). Предсказанное во сне рождение мальчика виделось Его матери как благословение для всего мира, для тех, кто следует законам Бога. Она увидела прекрасного юношу, вышедшего из яркого света с жезлом и книгой в руках. Его рождению радовалась природа, а сам ребенок, по преданию, появился на свет с радостным смехом, приветствуя мир. Он смеялся, оставляя грудь матери, и от Его смеха дворец наполнялся светом. Когда Заратустра был ребенком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих "мантр" (заклинаний), составленных мудрецами предыдущих поколений. Считалось, что зрелость достигается в пятьнадцать лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя "мантран" - сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Он обладал поэтическим даром.

Время, когда жил Заратустра, являлось временем упадка нравственности. Это была эпоха жестоких войн, кровавых жертвоприношений, могущества колдунов и магов. По преданию, в двадцатилетнем возрасте будущий Пророк оставил мирские желания и ступил на путь праведности, скитаясь в поисках Истины, а в тридцать лет получил божественное откровение, оставил дом и пустился в странствия. Это событие упомянуто им в одной из "Гат" (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении "Задспрам" (20-21). Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего празднества и пошел на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка "сома". Этот напиток изготавливался из листьев кустарника "эфедра", и оказывал на человека возбуждающее действие: "возбужденные, мы поднимаемся на ветрах, как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела" ("Риг-Веда"). Заратустра вошел в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Это были Божества во главе с Ахура-Маздой. Заратустра провозгласил Его единственным несотворенным Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз еще чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал Его слова, призывавшие Пророка на служение.

Заратустру считают основателем религии древних иранцев, называемой зороастризмом, или парсизмом; человеком, открывшим людям завет Бога: "хумата, хухта, хваршта" - "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела". Когда-то зороастризм исповедовали на территории древнего Ирана, Афганистана, Средней Азии, Южного Казахстана; он объединил большие пространства и оказал немалое влияние на мировые религии. Особенностью учения Заратустры в том, что путь к Богу лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведное поведение. Заратустру считают первым Пророком в истории человечества, проповедовавшем монотеизм, учение о единобожии.

Проповедническая деятельность, проведенная Заратустрой среди соплеменников, оказалась бесплодной. Мидийцы (западный Иран) отказались принять новую религию и сохранили старую. Община изгнала Его, и лет десять Пророк провел в скитаниях. Будучи в оппозиции духовенству, Он прошел через тяжелые испытания. Разные жрецы и правители отказывали Ему в крове, видимо, не принимая нравственного и монотеистичного учения нового Пророка.

И тогда Заратустра понес Свое учение в Перейду (восточный Иран). Там Он нашел единомышленников, и Ему удалось добиться благосклонности царя Кави Виштаспы, могущественного правителя Арьешаяны (современные Туркменистан и Афганистан), и его жены - царицы Хутаосы. Это рассердило правителей соседних государств, которые потребовали от Виштаспы возврата к прежней религии и объявили ему войну. Но Виштаспа отказался выполнить их требования, выиграл войну и объявил учение Заратустры официальной религией всего Восточного Ирана. Проповеди Заратустры были записаны золотом на двенадцати тысячах бычьих кож. Главную священную книгу, Авесту, поместили в царскую сокровищницу. В горах Бухары Заратустра выбрал круглую пещеру, украсил ее многочисленными символическими и астрономическими изображениями и торжественно посвятил ее Митр-Азу - незримому Божеству, Отцу Вселенной. В центре потолка яркой жемчужиной изображалось Солнце, вокруг него последовательно располагались планеты, блистая золотом на лазурном фоне, Зодиак был выгравирован чеканным золотом. Четыре века мира были представлены глобусами из золота, серебра, меди и железа.

Заратустра прожил при дворе Кави Виштаспы долгую жизнь, был трижды женат и имел нескольких детей. Он погиб от рук бактрийских кочевников, воевавших против Кави Виштаспы. После гибели Заратустры часть Его учеников переселилась в Мидию (западный Иран) и обратила в свою веру племя "магов". Затем цари рода Ахеменидов распространили учение Заратустры и свою власть на все близлежащие области.

Особенности учения

Священным символом для последователей учения Заратустры был Огонь. Понятие огня было очень широко, это и всеоживляющая мировая сила, и добро, и путь восхождения к свету, и пламя домашнего очага, и молния. Жертвоприношения состояли исключительно из растений, сожжение животных считалось оскорблением огня. Огню позднее стали поклоняться в специальных храмах-башнях. Внутри такого храма, как правило, находился двухметровый четырехступенчатый каменный алтарь, наверху которого в огромной латунной чаше помещалось Священное Пламя. От других помещений храма зал с огнем отгораживали так, чтобы верующие, молящиеся в храме, не могли видеть само пламя, а видели только его отблески на стенах. Огонь на алтаре придавал людям силы в борьбе со злом, к Священному Пламени могли прикасаться только жрецы, надевавшие специальные белые халаты, белые шапочки и белые маски на лица. Огню не только служили, за ним ухаживали как за живым существом, очищали его и обновляли. Священное Пламя составляли из шестнадцати различных видов огня, в том числе его приносили из домашних очагов представителей различных слоев общества. Самым ценным видом огня считался огонь от удара молнии в дерево, его долго ждали и тщательно берегли.

Древнеперсидская религия задавалась многими вопросами: о времени и пространстве; о происхождении мира и условиях его существования; о судьбе и нравственности человека. Огромное внимание уделялось нравственной и физической чистоте. Нравственные добродетели реализовывались в практических действиях: земледельческом труде, благотворительности, рождении потомства. Учение Заратустры воспитывало уважение к плодородной земле, огню и воде, требовало оберегать их чистоту. Он запретил кровавые жертвоприношения и проповедовал доброе отношение к животным. Учение уравнивало все сословия перед лицом Космоса. Происхождение и состояние не имело значения, свободой воли и нравственным выбором обладали одинаково все.

Заратустра был первым Пророком, который учил о рае и аде, о грядущем воскрешении и о всеобщем Последнем Суде. Спасение каждого человека зависит только от совокупности его мыслей, слов и дел, и вмешиваться в это из сострадания или прихоти не может ни одно Божество. В день Суда человек будет держать ответ не только за судьбу собственной души, но и разделит общую для всех ответственность за судьбу всего мира. Это было учение о мировых силах добра и зла и их борьбе. По содержанию оно пересекается с библейскими текстами, с учением Платона об идеальных первообразах вещей, с неоплатонизмом.

Заратустра пришел в мир, когда в Иране господствовал маздеизм, арийская религия, проповедующая существование множества божественных сил. Это был политеизм, или многобожие, прославляющий Богов в форме элементов природы: Агни - Огонь, Ваю - Ветер, Варуна - Океан и т.д. Принципиально новым в Его учении было то, что образ Ахура Мазды, Мудрого Господа, Бога Света, был возведен в высший ранг за счет умаления остальных богов. В противовес Богу Света действует Ахриман - принцип зла. Так древний политеизм превратился в дуалистический монотеизм - учение о едином Боге, противостоящем мировому злу. Роль человека стала также чрезвычайно высока, роль его личного выбора могла предрешить исход мировой битвы, судьбу мира. Значит, человек стал ответственным за миропорядок. Несомненно, добро восторжествует, в конце концов, но каждый человек должен сам сделать свой выбор и бороться, чтобы ускорить эту победу. Нас судят после смерти по нашим деяниям. Нужно быть хорошими в мыслях и действиях, так как добрые пойдут в рай, а злые будут наказаны.

Итак, добро восходит к верховному творцу Ахура Мазде, Владыке Мудрому, источнику блага и света. Духи добра, или добрые стихии природы, называются асурами (ахурами). Высшие божества, или святые, зороастрийского пантеона скорее являются аспектами Бога Всемогущего, аллегориями Его благих качеств. Это Благая мысль (Воху Мана), Лучшая истина (Аша Вахишта), Власть желанная (Хшатра Вайрья), Святое благочестие (Спента Армайти), Здоровье (Хаурватат), Бессмертие (Амертат). Именно поэтому зороастризм считают монотеистической религией с ярко выраженной нравственной доктриной.

Даже устройство Вселенной непосредственно связано с нравственными основами. Четырехьярусная модель космоса представляет собой аспекты блага. Орбита звезд есть благие мысли, орбита Луны есть благие слова, орбита Солнца соответствует благим делам. Высшей является светоносная сфера, это обитель Ахура Мазды и Его окружения, а царство тьмы соответственно в преисподней.

Дух зла Ангхро Манью - противоположность Ахура Мазде, живет во мраке. Он создал все, что мешает человеку наслаждаться миром и покоем - суровую зиму, удушливую жару, нечистых животных, он положил начало аду, он - виновник зла, отец лжи. Духи зла в зороастризме называются дэвами, и их не надо путать с дэвами индуизма. Здесь дэвы - это злые силы, дурные наклонности человека. Дух зла Ангро Манью был окружен главными злыми духами: ложью (злым словом), духом грабежа (злым делом) и злой мыслью.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание Он сравнивает с зажиганием одного светильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, "духовном" виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик. Материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Во главе их стоит Ангра-Манью (Архиман). Демоны вызвали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для защиты от них человек должен так сильно почитать Ахура-Мазду и другие Божества и настолько полно принять Их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось места для пороков и слабостей.

Кроме ярко выраженного дуализма учения - двойственности, противоположности мировых сил, - в зороастризме присутствует и троичность. Добро олицетворяет небесная троица: Вездесущий Ахура Мазда, дух огня Арту Вахишта и дух скота Воху Манна, или три нравственных принципа: благое слово, благое дело, благая мысль. Вездесущий был носителем благого слова, дух огня - благого дела, дух скота нес благую мысль. Триада главных нравственных заповедей руководила всей жизнью человека, если он хотел усовершенствоваться. Душа человека имеет свое начало в Ахура Мазде, то есть в бесконечном Божественном свете и мудрости.

Хронология мировой истории также троична, она делится на три эры. Первый мировой период есть царство Ахура Мазды, царство добра и правды, то есть золотой век. В первую эпоху существует исходный духовный мир предсуществования идей и вещей, прообразы добра и зла. Это Менок - мир невидимый, в котором обитают прообразы всего, что будет создано на земле. Во вторую эпоху происходит сотворение мира. Ахура Мазда создает небо, звезды, землю, первобыка и первочеловека. Одновременно начинает действовать и мировое зло, персонифицированное в образе Ангро Манью. Он создает планеты и кометы, не подчиняющиеся движению небесных сфер, загрязняет воду, насылает смерть на первого человека и первого быка. Мир приходит в движение от столкновения добра и зла, рождается человеческий род и все животные. Это эпоха противостояния добра и зла. Все сущее вовлечено в битву лжи против истины. Третий период описан в зороастризме как разрешение конфликта, как грядущая эпоха окончательной победы добра после Судного дня. Вселенная будет очищена огнем, который испепелит злые силы, а праведники пройдут сквозь него невредимыми. Люди-злодеи уйдут в окончательное небытие, праведники войдут в жизнь вечную. Прощенные грешники восстанут и облекутся в новую плоть. Весь мир очистится потоком расплавленного металла, и все, что уцелеет, обретет жизнь вечную.

Борьба между воинством добра и зла составляет содержание мировой истории. Человек, находясь одновременно в присутствии света и тьмы, обладает свободной волей и должен выбирать себя. Во вселенской борьбе двух начал едва ли не ключевая роль отведена человеку. Праведные поступки укрепляют Истину. Истина (Аша) является одним из основных понятий зороастризма. Напротив, дурные поступки человека усиливают стан зла.

Пожалуй, самым удивительным является то, что именно человек творит качество мировой истории. Основным героем является первочеловек, и от его нравственности зависит многое. Во время золотого века первочеловек добродетелен. Он занимается земледелием и скотоводством; выращивает растения, животных и птиц. Природа отвечает ему полным взаимопониманием. Когда человеку не хватает земли, он взмахивает бичом, и она раздвигается, создавая для него новые плодородные угодья. Но вот нарастает гордыня. Человек, имеющий все по своему желанию, перестает прислушиваться к советам и пожеланиям Бога, начинает употреблять в пищу мясо священных быков. В наказание его изгоняют из райской земли и лишают бессмертия. Одновременно нарастают космические силы зла, до сих пор не проявлявшие себя, дремавшие в нижних пластах земли. Человек становится на сторону лжи, активизируя силы зла. Идет второй период мировой истории, противостояние... Однако, согласно пророчествам Заратустры, все благополучно заканчивается. Учение наполнено верой Бога в человека, удивительной актуальностью характеристик добра и зла, и методикой очищения от зла, которую можно применить к самому себе, проверить на практике.

Авеста

История Авесты сложна. Ее содержание восходит к устным сюжетам второго тысячелетия до нашей эры, религиозным гимнам и песнопениям. По существу, они являются ровесниками древнеиндийских Вед. Первые письменные тексты были зафиксированы не ранее III века н.э. Была написана двадцать одна книга, но большая часть текстов не сохранилась. Кроме того, они многократно редактировались в разные времена.

В состав Авесты входят следующие части:
1. Ви даэва датем – Закон, данный против дэвов. Это жреческий кодекс установлений и предписаний, направленных на то, чтобы оградить человека от злых сил.
2. Висперед, что в переводе означает "Все владыки". Это свод литургических молитвенных песнопений.
3. Ясна, или Поклонение, Почитание. Это свод молитв, читавшихся на богослужениях и при отправлении различных ритуалов. Семнадцать глав Ясны называются Гатами, то есть песнями, гимнами. Их авторство приписано Заратустре. Гаты написаны от первого лица и представляют собой назидательные проповеди, прославления Ахура Мазды и бессмертных святых. В языковом отношении диалект Гат очень близок к древнеиндийскому языку "Ригведы", самой ранней из священных книг брахманизма. Судя по языковым особенностям именно Гаты являются древнейшей частью Авесты, они и наиболее почитаемы зороастрийцами. Мало того, именно Гаты дошли до нас в своем первозданном виде, хотя гатский диалект вышел из употребления уже в те времена, когда авестийский язык был разговорным. Соответсвенно Гаты превратились в устойчивые священные формулы, а их буквальное содержание давно утрачено.
4. Яшт – Почитание, Восхваление. Это хвалебные гимны, посвященные отдельным божествам.
5. Малая Авеста представляет собой сборник молитв и гимнов, предназначенных для ежедневного обихода мирян, краткий молитвослов.

Однако сложность древних текстов кажущаяся. Мораль Авесты проста и понятна: это чистота помыслов; взаимопомощь людей в нужде; борьба с завистью, корыстью, тщеславием и гневом; умеренность в желаниях. Это космическая сила человека, способного преодолеть мировое зло.

Согласно "Авесте" высшая цель нашей жизни - достичь совершенного счастья (радости). Средство достижения этой цель - знать волю Бога и поступать сообразно ей. Пусть радость, получаемая от жизни, заполнит сердце до краев. Целомудрие - одно из главных добродетельных качеств. Супружество - одно из самых незыблемых договоров, а дети - дар. Женщины - поддерживающие силы супружества и человечества. Целомудренная женщина - благороднейшее творение Ахуры Мазды.

"Женщина - это чудо творения. Непревзойденная и несравненная по образу и красоте, она пребывает в семи царствах. Она расцветший цветок в саду жизни, распространяющий вокруг аромат".

"Женщина - учительница учтивости для мужчины. Она помогает мужчине духовно расти. Она - поддерживающая сила жизни мужчины".

"Душа, которая убоялась бороться против зла, не смогла выполнить своей духовной миссии и напрасно растратила свою жизнь во время пребывания в этом мире."

"В день Воскресения вы будете нести ответ перед Ахурой Маздой за свои мысли, слова и поступки в этом мире."

Вернуться на начало страницы