Нусрат Фатех Али КханИнтервьюМиллионы почитателей считают этого исполнителя суфистской духовной музыки лучшим голосом столетия.
(Здесь и далее курсивом отмечены слова интервьюера Д.Эрлиха):
(Здесь и далее ответы Нусрат Фатех Али Кхана):
- Каковы ваши внутренние душевные переживания во время пения? О чем вы думаете, не направляете ли вы свои мысли в каком-либо определенном направлении? Когда я исполняю духовные песнопения, я всегда сосредотачиваю мысли на том, о ком я пою. Например, если я вдохновлен святым пророком, я сосредотачиваюсь на пророке. В моем уме бродят разные мысли, но когда я пою, я пою Богу и святым пророкам, суфистским святым. Во время пения перед моим мысленным взором оживают их образы. Я чувствую себя так, словно стою перед ними. Я ощущаю их присутствие и молюсь. Во время исполнения я словно переношусь в другой мир. Когда я пою эти традиционные святые молитвы, то покидаю наш материальный мир и полностью погружаюсь в мир иной. Я покидаю свою материальную сущность и пребываю полностью в духовной. В это время я весь наполнен присутствием святого пророка, Бога и других суфистских святых. - Существует ли особая молитва или способ медитации, связанный с песнопениями, посвященными Аллаху, Мухаммеду или суфистским святым? Когда я пою, обращаясь к Богу, я чувствую свою связь с ним, и дом Господа в Мекке стоит перед мной. И я боготворю. Когда я пою, обращаясь к Мухаммеду, пусть мир снизойдет на него, на нашего пророка, я чувствую себя так, словно сижу у его могилы, Медины, отдаю ему мою дань уважения и чувствую, что принимаю его послание. Когда я пою о суфистских святых, я чувствую так, словно они стоят передо мной, а я как ученик внимаю их учению. И я повторяю вновь и вновь, что принимаю их учение, и что я, действительно, их последователь. - Мне известно, что суфизм - это мистическая секта в Исламе, но присутствуют ли влияния других религий в литургии или философии суфизма? У каждой религии свой метод описания Бога. Например, буддизм, индуизм, христианство, сикхизм, все эти религии по своему следуют учению Бога. Суфизм, в основном, описывает Бога и учит, как приблизиться к нему. Поэтому, я следую исламской форме суфизма, чтобы найти свой путь к Богу. - Я знаю, что когда вам исполнилось шестнадцать, у вас было видение, в котором ваш отец, недавно умерший великий исполнитель каввали, подошел к вам и сказал, что его музыкальный дар перешел к вам по наследству и что вы должны посвятить свою жизнь каввали. После того видения изменилось ли ваше понимание этой музыки? С шестнадцати лет, когда я начал петь, я выполнял одну миссию, передавая людям знание суфизма. Но по мере того как я взрослел и рос мой опыт, происходили некоторые изменения. Несомненно, со временем приобретается все большая глубина, и совершенствованию в этом направлении нет предела. Вы сами растете и растете вместе с песнями. - Как бы вы определили свою миссию сегодня? Моя миссия - это миссия гуманности, любви и мира. Суть этой миссии в том, чтобы донести до людей идею братства, больше сблизить их в мире без ненависти, без расовых и религиозных предрассудков. Я стараюсь привести людей через духовность к состоянию, в котором они будут более честными друг с другом и привержены к истинным ценностям в жизни, меньше будут думать о материалистическом мире, в котором не могут найти себя. Я стараюсь привести их туда, где они, по крайней мере, смогут узнать самих себя. - Помимо музыкальной практики, которая явно обладает мощной духовной силой, исполняете ли вы какие-либо формальные религиозные обряды? Я молюсь пять раз в день. И я молюсь перед каждой трапезой, вознося благодарность моему Богу за то, что он даровал мне эту пищу. После трапезы я снова молюсь и возношу благодарность. После каждого исполнения моей музыки я всегда молюсь и благодарю моего Бога, говоря: "Господи, я - твой раб и благодарю тебя за то, что ты даровал мне возможность донести мои идеи до этого мира". - Разрыв между эйфорическим состоянием кумира публики и упадком, который неизменно следует за окончанием представления, приводит многих исполнителей к наркотикам и другим саморазрушительным средствам. Очевидно, вам удалось избежать падения, но доводилось ли вам переживать эмоциональную депрессию после большого накала чувств на сцене? Когда я исполняю традиционные песни каввали, я чувствую, что молюсь перед Богом. Когда я заканчиваю молитву, будь то пение или формальная молитва, я чувствую глубокое умиротворение, я чувствую, что мне удалось выполнить миссию, возложенную на меня Богом. У меня не возникает проблем при переходе из этого состояния к моей нормальной повседневной жизни, поскольку молитва - неотъемлемая часть моей жизни, и я молюсь постоянно. - В буддистской психологии имеется широкая фармакопия различных медитативных противоядий, которые применяются при различных душевных проблемах. Так, например, имеются определенные практики, которые можно выполнять, если переживаешь сильный гнев, а также различные медитации для тех, кто жаден, ревнив, ненавидящ и так далее. У вас есть специальные молитвы, помогающие справляться с особыми проблемами, такими как гнев, ревность, и жадность? Благодаря этой музыке и идее, которую мы постоянно несем в нашем сердце и уме, редко испытываешь чувство гнева к кому бы то ни было. Это основное целебное средство, контролирующее наше душевное состояние, избавляющее от гнева и поддерживающее состояние радости. - Чему научил вас отец, кроме специальных музыкальных знаний, которые вы получили как исполнитель каввали? Родители передали мне знания моей религии - как жить, как следовать законам Ислама. Когда я был молод, я пошел в мечеть и стал читать Коран и изучать законы Ислама. От моих учителей я получил основные знания в науке, математике, географии, английском языке, урду и в других необходимых предметах. От суфистов я получил знания суфизма. Я пытаюсь осмыслить и свести воедино знания, полученные из этих трех источников - от святых, школы и моего отца. Разумеется в детстве, до шестнадцати лет, я был обычным ребенком. Я сердился, спорил и вел себя как обычный мальчишка. Но с тех пор, как я увидел сон, обратился к суфизму и стал исполнять традиционное каввали, в моей душе воцарилось умиротворение. С тех пор моя жизнь полностью изменилась. Теперь я контролирую все, что поселяется в моем уме и сердце. - Давайте поговорим немного о мотивации. Для многих поп-музыкантов жажда успеха равна или даже больше желания совершенствоваться. Ваша музыка столь трансцендентально духовна, что я задаюсь вопросом, думаете ли вы когда-нибудь о деньгах и славе звезды как о мотиве, стоящем за тем, что вы делаете. Когда я только начинал петь, разумеется я думал об успехе. Я всегда думал о том, что люди должны слушать меня и отдавать дань уважения как исполнителю. Конечно, я жаждал апплодисментов и чувствовал, что певец должен как-то вознаграждаться в форме признания со стороны публики. Но со временем я пришел к такому состоянию, когда единственным моим желанием стала потребность дать урок, цель которого даровать людям больше радости. Я сплю, просыпаюсь, говорю, ем - все, чем наполнена моя жизнь, пронизано музыкой, которая всегда звучит в моем уме. Я всегда думаю о новых мотивах, новых открытиях, новой музыке. Песни суфийских мистиковФрагменты из интервью с Нусрат Фатех Али Ханом, взятым Джамилей Сиддики 6 марта 1997 года. – Скажите, что это значит – быть каввалем? Чем именно занимаются суфийские певцы-каввали? – Тот, кто возглашает "кавль" ("возглашение"), называется "кавваль", – так говорят наши старейшины, суфийские святые древности и все великие мастера.
– Что вы ощущаете, когда исполняете каввали? – Признак хорошего певца-кавваля: что бы он ни пел, он растворяется в этом. Если я исполняю определенный вид стихов, кому бы они ни посвящались – их реальность передо мной. Они поглощают меня, становятся частью моей жизни, и слушатели ощущают это. В том смысле, что здесь возникает момент осознавания: они осознают, что я передаю все свойства этого стиха, о чем бы он ни был и кому бы он ни посвящался. Признак хорошего певца-кавваля или любого другого музыканта – это его способность погрузить своих слушателей в реальность изначального послания, которое заключено в песне. Хороший кавваль во время исполнения сам исчезает. Он просто становится средством передачи послания. Если певец перенимает особенности исполняемого стиха, тогда и слушатели с легкостью воспринимают послание. – Без сомнения, вы – самый известный кавваль в мире. Как уживается ваша слава и вызванное ей почитание с образом жизни суфия? – Имя, слава, богатство, почитание – все это дары Аллаха. А в остальном мы, каввали, по преимуществу, принадлежим к факирам (нищим). Это наше истинное место. И только по милости Аллаха мне дарована известность, богатство, слава и уважение. Однако для того, чтобы быть достойным человеком, нет нужды ни в одном из этих свойств. Что делает тебя достойным человеком – так это сочувствие другим людям и отсутствие заносчивости по поводу своего таланта или славы. А самое важное – никогда не задевать чьи-либо чувства, ведь если ты заденешь чье-либо сердце, ты причинишь боль Богу, ибо в сердцах всех людей обитает Бог. Так говорят в Пенджабе. – Пенджабская традиция возглашений-каввали очень популярна. Как вы объясняете то, что ее очень тепло принимают не только в Пакистане, но и во всем мире? – Изначальный язык возглашений-каввали – персидский, язык Ирана. Каввали происходят из Ирана, Хорасана, Афганистана, Турции и т.д. Из этих областей мистики пришли в Индию, где они впитали местную культуру и древнеиндийские языки, такими как брадж бхаша и пурби (восточные диалекты средневекового хинду). Со временем форма пения каввали добралась и до Пенджаба и обрела здесь своеобычный колорит, особенно благодаря стихам ранних пенджабских поэтов, таких как Баба Фаридуддин Гяндж-и Шакар, Дата Гяндж-и Бакш и Баба Буллхе Шах. В Пенджабе послание обрело большую глубину и стало еще более привлекательным, поскольку пенджабское наречие, пенджаби, само по себе отличается особой непосредственностью. На пенджаби можно изъясняться очень емко, точно и непосредственно, что не всегда возможно на других языках, и эта непосредственность весьма близка суфийской концепции истиннности. Поскольку цель каввали – уменьшение дистанции между Творцом и творением, то когда она исполняется на пенджаби, реальность, которая осеняет слушателей, воспринимается чисто и непосредственно, каковы бы ни были ахваль (духовные состояния) слушателей. – Отчего каввали столь популярны у западного слушателя? –Изначально каввали слушали только в Индии и Пакистане. Я, и позднее Хаджи Гулям Фарид Сябри из братьев Сябри, были первыми, кто принес их на Запад. Важно заметить, что послание, которое объединяет их, – это основополагающее суфийское послание мира и любви. Существует еще и ритм. Никакой другой музыке не присуща ритмичность каввали – вот в чем причина их популярности во всем мире. Это тот язык музыки, который является всеобщим. И этот язык понятен везде. – Ощущаете ли вы разницу при исполнении каввали на концертах и в естественной для них атмосфере: на махфил-и сэма (собрание слушателей) или у суфийского даргаха (святыни)? – Истинное место для каввали – у святынь великих суфиев, даргахов, или в ханаках, которые являются особыми центрами для встреч членов суфийского братства под руководством мастера или назначенного им шейха. Где-либо еще, в любой другой ситуации, каввали становятся просто средством развлечения наравне с любой другой музыкой. Это стало популярным, и на этом уровне находятся тысячи слушателей, поскольку ныне стало модным устраивать каввали по социальным поводам, таким как свадьба или вечеринка. Надлежащие каввали можно исполнять только в ханаке суфийского мастера или у захоронения покойного мастера. Однако сейчас каввали исполняются на общественных мероприятиях. Все же всегда есть надежда затронуть какие-то струнки посетителей подобных вечеринок. Вот почему даже на вечеринках и свадьбах большинство певцов-каввалей исполняют хамд, на’ т и мунакибат. – И все же что вы ощущаете, когда люди воспринимают это просто как развлечение? Времена меняются, и мы вместе с ними. Каввали стали столь популярными и распространенными, что каждый слушатель относится к ним соответственно своему уровню. И здесь ничего не поделаешь. Слушатель может лишь отозваться на каввали соответственно своему уровню осознания. Исполнитель, со своей стороны, откликается на определенную настроенность слушателей, и исполнение может лишь подстраиваться под этот настрой. Вот почему каввали могут выхолащиваться до уровня обычной современной песни, которые тоже включаются в репертуар. Некоторые из таких песен – чисто любовные, мы называем их ишк-и маджази, песни о любви человека к человеку, в отличие от ишк-и хакики, песен о любви к Божественному. Все каввали относятся к ишк-и хакики и поются только об этом. Журнал Суфий, N 37, весна 1998, с. 16-19. |