0%
 

Притчи Иисуса Христа

Не судите

- Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной мерой отсыплют вам в ваше лоно; ибо, какой мерой мерите, такой же отмерится и вам.
Сказал также им притчу:
- Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как его учитель. Что ты смотришь на сучок в глазе твоего брата, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как можешь сказать твоему брату: "Брат! Дай, я выну сучок из твоего глаза", когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза твоего брата.
(Евангелие от Луки, 6.37-42)

О добром сердце

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы добрый плод, ибо всякое дерево познается по своему плоду, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища своего сердца выносит доброе, а злой человек из злого сокровища своего сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста.
Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий Мои слова и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; потом, когда случилось наводнение и вода напирала на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напирала на него вода, тотчас обрушился; и разрушение этого дома было великое.
(Евангелие от Луки, 6.43-49)

О прощенных долгах

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Иисус возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миррой и, став позади у Его ног и плача, начала обливать Его ноги слезами и отирать волосами своей головы, и целовала Его ноги, и мазала миррой.
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: "Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница".
Обратившись к нему, Иисус сказал:
- Симон! Я имею нечто сказать тебе.
Он говорит:
- Скажи, Учитель.
Иисус сказал:
- У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
Симон отвечал:
- Думаю, тот, которому более простил.
Он сказал ему:
- Правильно ты рассудил.
И, обратившись к женщине, сказал Симону:
- Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в твой дом, и ты не дал Мне воды на ноги, а она слезами облила Мне ноги и волосами своей головы отерла; ты целования не дал Мне, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты маслом не помазал Мне головы, а она миррой помазала Мне ноги. А поэтому говорю тебе: прощаются ее многие грехи за то, что она возлюбила много, а тому мало прощается, кто мало любит.
Ей же сказал:
- Прощаются тебе грехи.
И возлежавшие с Ним начали говорить про себя:
- Кто это, что и грехи прощает?
Он же сказал женщине:
- Твоя вера спасла тебя, иди с миром.
(Евангелие от Луки, 7.36-50)

О сеятеле и семени

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчей:
- Вышел сеятель сеять свое семя, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав это, воззвал: кто имеет уши слышать, да слышит!
Его ученики же спросили у Него:
- Что бы значила эта притча?
Он сказал:
- Вам дано знать тайны Царства Божьего, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит эта притча: семя есть слово Божье; а упавшее при пути, это – слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из их сердца, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и житейскими наслаждениями подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он воззвал: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Евангелие от Луки, 8.4-15)

Наблюдайте, как вы слушаете

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
(Евангелие от Луки, 8.16-18)

Следуй за Мной

Иисус всем сказал:
- Если кто хочет идти за Мной, забудь о себе, и возьми свой крест, и следуй за Мной. Ибо кто хочет свою душу сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет свою душу ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет в Своей славе и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божье.
...Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему:
- Господи! Я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел.
Иисус сказал ему:
- Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
А другому сказал:
- Следуй за Мной.
Тот сказал:
- Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить моего отца.
Но Иисус сказал ему:
- Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царство Божье.
Еще другой сказал:
- Я пойду за Тобой, Господи! Но прежде позволь мне проститься с моими домашними.
Но Иисус сказал ему:
- Никто, возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божьего.
(Евангелие от Луки, 9.23-27,57-62)

О милосердии

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал:
- Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
Он же сказал ему:
- В законе что написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ:
- Возлюби Господа, твоего Бога, всем твоим сердцем, и всей твоей душой, и всей твоей крепостью, и всем твоим разумением, и твоего ближнего, как самого себя.
Иисус сказал ему:
- Правильно ты ответил; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
- А кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
- Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел по той дороге и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, будучи на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некий, проезжая, натолкнулся на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и повелел ему: "Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал:
- Оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему:
- Иди, и ты поступай так же.
(Евангелие от Луки, 10.25-37)

О безумии богатого

Некто из народа сказал Ему:
- Учитель! Скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.
Он же сказал тому человеку:
- Кто поставил Меня судить или делить вас?
При этом сказал им:
- Смотрите, берегитесь жадности, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
И сказал им притчу:
- У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собой: что мне делать? некуда мне собрать моих плодов. И сказал: вот что сделаю: сломаю мои житницы и построю большие, и соберу туда весь мой хлеб и все мое добро, и скажу моей душе: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь твою душу возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Не заботьтесь, но ищите Царства Божьего.
И сказал Своим ученикам:
- Поэтому говорю вам, – не заботьтесь для вашей души, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди этого мира; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том. Больше всего ищите Царства Божьего, и это все приложится вам.
(Евангелие от Луки, 12.13-31)

О смоковнице

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами. Иисус сказал им на это:
- Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
И сказал эту притчу: некто имел в своем винограднике посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю:
- Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
Но он сказал ему в ответ:
- Господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
(Евангелие от Луки, 13.1-9)

О зерне и закваске

Он же сказал:
- Чему подобно Царство Божье? И чему уподоблю его? Оно подобно горчичному зерну, которое, взяв, человек посадил в своем саду; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в его ветвях.
Еще сказал:
- Чему уподоблю Царство Божье? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, пока не вскисло все.
(Евангелие от Луки, 13.18-21)

О работниках в винограднике

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в свой виноградник и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в свой виноградник.
Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на площади праздно, и им сказал:
- Идите и вы в мой виноградник, и, что следовать будет, дам вам.
Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцати часов, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им:
- Что вы стоите здесь целый день праздно?
Они говорят ему:
- Никто нас не нанял.
Он говорит им:
- Идите и вы в мой виноградник, и, что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника своему управителю:
- Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили:
- Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тяготы дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них:
- Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или твой глаз завистлив оттого, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
(Евангелие от Матфея, 20.1-16)

вернуться в раздел "Христианство"