0%
 

Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази (1200-1291)

Другие тексты автора
"Гулистан"

 

Саади Ширази - представитель практического, житейского суфизма, одна из крупнейших фигур классической персидской литературы.

Избранные цитаты

Если драгоценный камень попадает в грязь, он остается драгоценностью. Если пыль подымается к небу, она остается пылью.

Среди тех, кто научился у меня искусству стрельбы из лука, нет такого, кто бы не сделал меня, в конце концов, своей мишенью.

В глазах мудреца жаждущий поединка со слоном не является истинно храбрым. Храбр тот, кто разгневанный не произносит ничего неподобающего.

Сколь бы много ты ни изучал, ты не можешь познать, не действуя. Осел, груженый книгами, не станет ни мыслителем, ни мудрецом. Не постигший сути, каково же его знание - несет он дрова ли, книги ли?

Кто подает совет невнемлющему, сам нуждается в совете.

Бустан

Поэма "Бустан" считается одной из ста величайших книг всех времен по версии The Guardian. Перевод В. Державина. Здесь приводятся избранные фрагменты.

Во Имя Аллаха Милосердного и Милостивого

Во имя Бога, наших душ Отца,
Глагола уст премудрого творца,
Чья благодать все сущее объемлет,
Кто просьбе и раскаянию внемлет,

Во имя вечного, Чей храм - наш свет,
И ведайте - другого Бога нет!
Великие владыки, падишахи
Пред Ним главой склоняются во прахе,

Безбожных же не вмиг карает Он,
Раскаянья не отвергает Он.
Тех, кто смиренно о прощенье просит,
Он гневно в бездне бедствия не бросит.

Порой, коль сын поссорится с отцом,
Отец ему становится врагом,
Из-за поступка грубого иль слова
Он изгоняет сына, как чужого.

И если раб ленив и нерадив,
Хозяин, даже добрый, с ним гневлив.
А кто друзьям вниманья не являет,
Того и лучший друг порой бросает.

Когда не хочет воин службу несть -
Теряет славу, доблесть Он и честь.
Но не спешит за неповиновенье
Казнить и гнать людей Отец творенья.

Дверь ни пред кем не запирает Он,
Несчастных хлеба не лишает Он.
Два эти мира - два Его созданья,
Лишь капли две от океана знанья.

Великодушие - закон Его,
И хлеб Его для сущего всего.
Всяк человек для Бога одинаков,
Всем доля от плодов Его и злаков.

Но знай, ты в Нем защиты не найдешь,
Коль ремеслом жестокость изберешь.
Он милосерден. Перед ним едины
И равны твари, смертные и джинны.

И все живет в лучах Его любви:
Мы - люди, птицы, пчелы, муравьи.
Он в щедрости своей ко всем нисходит,
...

И льется милостей Его поток
По всей земле - на запад и восток.
Один лишь Бог да будет возвеличен,-
Он вечен, всемогущ и безграничен.

На одного возложит Он ...,
Другого с высоты свергает в прах.
Одних он славой, счастьем осеняет,
Других - на кожаный ковер бросает.

В сад пламя превращает для одних,
В огонь из Нила ввергнет он других.
И губит их, не внемля горьких пеней.
И все мы в милости Его велений.

От Бога злодеяний не укрыть,
Он видит все и может все простить.
Перед мечом Его молчать должны мы,
Пред коим, немы даже херувимы.

Но всяк добра свою получит часть.
Безмерна щедрость, неисчерпна власть,
Безбрежны милости Творца вселенной.
Один Он вечен. Все иное тленно.

Им слабый и несчастный защищен,
Горячих просьб не отвергает Он.
И лишь в Его благорасположенье
Пути и судьбы тайные творенья.

Он небо, как хранительный шатер,
Над миром беспредельным распростер.
Его величья мы постичь не можем...
Где те дары, что мы пред Ним возложим?

Благ, бесконечен, щедр и вечен Он,
Им путь созвездий предопределен.
Как в устроенье мира был велик он,
Когда материки из волн воздвиг он!

Всю землю жар землетрясений бил,
Но землю Он горами утвердил,
И равновесье в мире воцарилось,
И жизнь по воле Бога зародилась.

Его рука видна во всем, везде:
Он образы рисует на воде,
Он лал и бирюзу скрывает в камень,
И рдеет розы яхонтовый пламень.

Смотри: жемчужной каплею одной
Порождены и цвет, и плод живой,
И в непрерывной череде рождений
Жизнь обновляется Его творений.

В морях рождает перлы дождь Его.
От глаз Его не скрыто ничего.
Дает Он пищу и змее, и птице,
И муравью убогому в гробнице.

Вся жизнь Его лишь волею жива
И без Его веления мертва.
Идущие путем неисследимым
На будущем суде неотвратимом

Мы все предстанем - ужаса полны,
Величием Его поражены.
Пределов мудрости Его высокой
Узреть не может земнородных око.

Не может Бога разум наш обнять,
Не может глубины Его познать.
Не досягнет воображенья птица
Черты, где сущность вечного таится.

Туда уплыли сонмы кораблей
И не вернулись, нет о них вестей.
Над морем тем и я сгорал от жажды...
И ужас одиночества однажды,

Взяв за руку меня, сказал мне: "Встань!
Не установлена познанья грань
Пред ангелами, может быть, святыми!
Тебе ль, земная персть, равняться с ними?"

Хоть стань красноречивым, как ...,
Безбрежный не опишешь океан.
Не изъяснишь предвечного, ведь Он
Очами зримых признаков лишен.

Избранники скакали в эти дали
И - друг за другом - все в пути отстали.
Конь никогда к той цели не домчит,
Отважнейшие там бросали щит.

А пред достигшим света откровенья
Захлопывались двери возвращенья.
Никто не знает, где клад;
Кто отыскал, тот не пришел назад.

И я погиб в кровавом этом море
Без кормчего в бушующем просторе!
Коль хочешь ты весь мир земной пройти,
Ищи коня надежного в пути.

Гляди в зерцало сердца неизменно
И свой ... совершенствуй постепенно.
На страдной той стезе благослови
Благоуханье истинной любви.

И, жаждою познанья опаленный,
Ты воспаришь, любовью окрыленный,
И солнце вечной истины взойдет
И мглу завес, обманных раздерет.

Туда, туда гони коня прозренья,
Покамест "Стой!" - не скажет изумленье.
Сей путь проложен Пастырем самим!
И горе тем, кто не пошел за Ним.

И тем, что с полдороги возвратились.
Они во тьме глубокой заблудились.
Кто путь посланца бога покидал,
Тот цели никогда не достигал.

О Саади, путь к истине высокой
Лишь на стезе сияющей пророка!

Восхваление Пророка, да благославит его Аллах

Великодушен, разумом высок
Заступник человечества - пророк,
..., в долине праха
Для нас наместник истинный Аллаха,

Защитник тварей, светоч бытия
И на суде последнем судия.
По образу его был сотворен
Небесный свод, где свет его зажжен.

Великодушный, верных повелитель,
Свершитель благ, великий победитель.
Хоть в мире сиротой он бедным рос,
Но в мир он мудрость высшую принес.

Пророк великий идолов разбил,
Во имя веры Уззу сокрушил,...
Воспеть тебя достойно не сумею.
Мир да почиет над главой твоею,

И пусть прославит ангелов хвала
Твоих святых сподвижников дела!...
Я за полу избранника держусь,
От послушания не отрешусь...

Ты благодатью высшей озарился,
Сам Джабраил перед тобой склонился.
Из глины и воды рожден Адам,
Лишь ты по воле божьей послан нам.

Суть бытия ты с самого начала,
И все тобой живет, что после стало.
Превыше ты всего, что я сказать
Могу в словах... В тебе лишь благодать.

Тебя достойно восхваляет,
... твоею славою сияет.
Что к ним я - Саади - прибавить мог?
Благословенье - мир тебе, пророк!

О благотворительности

Суть обрети в сей жизни быстротечной! -
Покров истлеет, суть пребудет вечно.
Кто высшим знанием не овладел,
Тот в оболочке сути не имел.

Когда добро и мир несем мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.
Ты здесь о жизни будущей своей
Заботься, не надейся на друзей;

Дабы не испытать страданий многих,
Не забывай о страждущих, убогих.
Сокровища сегодня раздавай,
А завтра все, смотри, не потеряй!..

Возьми в далекий путь запас дорожный,
Знай - состраданье близких ненадежно.
Кто долю здесь для будущего взял,
Тот счастья мяч перед собой погнал.

Ничья молитва душу не утешит,
И всяк своей рукою спину чешет.
Все, что имеешь - миру открывай,
И в землю, словно клад, не зарывай.

Блажен, кто в стужу бедняка укроет,
Грехи того Творца рука прикроет.
От двери прочь скитальца не гони,
Чтоб не скитаться в будущие дни.

Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
Твори добро, чтоб после не нуждаться.
Иди, давай бальзам больным сердцам,
Кто знает - вдруг больным ты будешь сам.

Иди, врачуй горенье ран душевных,
Не забывай о днях своих плачевных.
Давай просящим у твоих дверей,
Ведь ты не нищий у чужих дверей.

* * *
Раз плут к ученому, что жил в соседстве,
Придя, сказал: "Увяз я в глине бедствий!
Меня терзает жадный ростовщик,
Тюрьмой грозит, хоть долг мой невелик.

Но срок прошел, и вымогатель старый
Взамен дирхемов требует динары.
Я по ночам не сплю! И каждый день
Он по пятам идет за мной, как тень.

Угрозами мне душу истомил он,
Дверь моего жилища сокрушил он.
Ведь он богат, но хищный, словно волк,
Содрать с меня он хочет этот долг.

Он в книге веры ничего не смыслит,
Он честь и разум лишь на счетах числит.
Чуть из-за гор возникнет солнца лик,
Стучится в дом мой этот ростовщик.

Как мне уйти от происков бесчестных,
Где взять мне два червонца полновесных?"
Ученый муж добросердечен был,
И два червонца плуту он вручил.

Как золото, от радости сияя,
Ушел он, золото в горсти сжимая.
Хозяину сказали: "О мудрец!
Ведь это попрошайка и хитрец.

Обманом даже льва он оседлает,
И сам свои проделки прославляет!"
"О человек, ты лучше бы молчал!" -
Ему хозяин в гневе отвечал, -

"Ведь если впрямь попал он в сеть к невзгодам,
То честь его я спас перед народом.
А если он провел меня, ну что ж,
Я не жалею, ты и сам поймешь,
Я дал червонец, честь свою спасая,
От этого дрянного негодяя".

Зло отстраняй, мудрец, добро твори,
И злым, и добрым серебро дари.
Блажен, кто в круге мудрых и счастливых,
Воспринимает нрав благочестивых.

Когда ты мудр, то мудро и суди,
С благоговеньем внемли Саади.
Не о кудрях и родинках поет он,
О добрых нравах речь свою ведет он.

* * *
Жена сказала мужу: "Ты ступай,
Но хлеба здесь у нас не покупай.
Наш хлебопек - обманщик. Он бессменно
Хлеб не пшеничный продает, ячменный.

Его лепешек подгорелый дух
Не привлекает даже племя мух".
И тут с улыбкой муж благочестивый
Сказал жене: "О, светоч мой счастливый!

Пекарню здесь завел он лишь для нас.
В убытке он, и ждет меня сейчас.
А если покупателя лишится,
Бедняга этот вовсе разорится!"

Упавшему спасительную длань
Протягивай, добросердечным стань!
Встань! Милосердия неси напиток
Открывшим лавку здесь себе в убыток!
Будь Джаванмардом - скатерть расстели,
Твори добро, как царь мужей Али!

* * *
Слыхал я - старец раз, идя в ...,
Два шага сделав, совершал намаз.
Колючками изранен, он - в исподнем -
Шел, распаляясь на пути господнем.

И под конец, что он - и впрямь святой,
Возмнилось голове его пустой.
По наущенью дьявола, в пустыне
Упал он в кладезь бедственной гордыни.

Хоть благодати он не заслужил.
Гордыни глаз его с дороги сбил.
Но некий Ангел молвил милосердно
Ему: "О муж, в служении усердный!

Не мни, что Богу прибыль ты даешь,
Коль через два шага поклоны бьешь.
Утешь сердца несчастных, изнуренных,
Не расточай души в пустых поклонах!"

* * *
Будь к людям мягок, мудрый муж, всегда,
Дабы найти защиту в день суда.
Тот, кто от века стал щитом несчастных,
Тебя не бросит на путях опасных.

Не обижай и жалкого раба,
Вдруг сделает царем его судьба.
Не угнетай униженных и слабых,
Будь им защитой, поддержи хотя б их.

Круговращенья лет изменчив круг,
Не ждешь - и ферзью пешка станет вдруг.
И тот, кто судьбы взглядом презирает,
В сердца посева злобы не бросает.

Чтоб сохранить свой щедрый урожай,
Идущих вслед жнецам не обижай.
Не бойся к бедным щедрым быть, как море,
Чтоб самого себя не ввергнуть в горе.

Смотри: вчерашний царь в беде, а там -
Владыкою вчерашний стал гулям.
Не причиняй обид сердцам подвластным,
Страшись, чтобы не стал ты сам подвластным.

* * *
Дервиш, однажды проходя в лесу,
Без лап увидел жалкую лису.
Сказал: "О боже! Кто ж ей помогает?
Как зверь безногий пищу добывает?"

И вдруг раздался треск и шум в кустах,
Явился лев с добычею в зубах.
Сожрал добычу лев и напоследки
Уснул. Лиса же съела все объедки.

Дервиш, придя назавтра, увидал,
Что снова лев лисицу напитал.
Открылась мудрость промысла живая
Пред старцем. И пошел он уповая:

"Забьюсь, как муравей, я в тишину!
Не взять ведь силой пищу и слону..."
И, от мирских себя отторгнув дел, он
Забился в щель горы. И там сидел он.

Он верил - пищу Бог ему пошлет...
Но ждет-пождет, никто к нему нейдет.
Вот отощал и страшно исхудал он,
От голода рассудок потерял он.

И голос тайный вдруг раздался в нем:
"Вставай, о лицемер! Стань хищным львом!
Ты здесь лисой безногой не валяйся,
Сам ешь и пищу дать другим старайся!

Кто падает, как жалкая лиса,
Хоть он могуч, как лев, - презренней пса.
Лови добычу, ешь, делись с другими!
Пренебрегай объедками чужими!

Ты рук своих трудом себя питай,
Трудись, как муж, и ближних утешай.
Лишь мужеложец гнусный, как блудница,
Чужим трудом питаясь, не стыдится.

В беде увидев старца, встань, беги,
Упавшему подняться помоги!
Господь того лишь счастьем одаряет,
Кто мужествен, кто гибнущих спасает,

Великодушный счастьем озарен,
Злодей бездушный радости лишен.
Добро созданьям божиим творящий
Счастлив и в жизни сей, и в предстоящей.

* * *
Играть на флейте юноша учился
И совершенства в музыке добился.
Сердца сгорали, как сухой камыш,
Когда звучал его живой камыш.

Отец сердился, флейту отнимал он.
"Бездельник!" - сына гневно упрекал он.
Но как-то ночью, услыхав сквозь сон,
Игрою сына был он потрясен.

Сказал: "Не прав я был, его ругая,
Его искусства дивного не зная!"
...
Что означают эти взмахи рук?

Знай: в дверь они глядят иного мира,
Отмахиваясь от земного мира.
Но тот лишь видит, у кого жива
Душа в мельчайших складках рукава.

Так опытный пловец лишь обнаженный
В пучине не потонет разъяренной.
Намокнет грузный плащ, пловца губя, -
Ты скинь притворства рубище с себя!
Привязанный, в оковах ты плетешься,
Порвав все связи, с Истиной сольешься.

* * *
Из тучи капля долу устремилась
И, в волны моря падая, смутилась:
"Как я мала, а здесь простор такой...
Ничто я перед бездною морской!"

Она себя презрела, умалила;
Но раковина каплю приютила;
И перл, родившийся из капли той,
Царя венец украсил золотой.

Себя ничтожной капля та считала,
И красотой и славой заблистала.
Смиренье - путь высоких мудрецов,
Так гнется ветвь под тяжестью плодов.

* * *
Однажды некто, ищущий познанья,
В Рум прибыл после долгого скитанья.
Он молод был, путями правды шел,
И у дервишей свой приют обрел.

Велел ему старейший в их совете
Убрать всю грязь и мусор из мечети.
Пришелец молча старшему внимал,
И вышел прочь, и без следа пропал.

Дервиши молвили: "В делах служенья
Не пользу видит он, а униженье".
И отыскав его на день другой,
Сказал слуга: "Ты - человек дурной!

Иль ты, юнец, не ведал в самом деле,
Что путь служения приводит к цели?"
Беглец заплакал и сказал в ответ:
"О добрый друг, дарующий мне свет,

Мечеть была чиста, скажу по чести,
Один я грязен был в пречистом месте.
И не было другого мне пути,
Как поскорее ноги унести!"

О муж добра, в юдоли сей мгновенной
Пренебрегай своею плотью бренной.
В смиренье светит возвышенья свет -
Других на эту крышу лестниц нет.

* * *
Однажды утром, по словам преданий,
Премудрый вышел из бани.
И некто полный таз золы печной
На старца высыпал без мысли злой.

Чалма у Баязида распустилась,
А он приемля это, словно милость,
Отер лицо, сказал: "Мой дух в огне,
Так от золы ли огорчаться мне?"

Пренебрежет собой познавший много.
Не жди от себялюбца веры в Бога.
Высокий дух исканьям славы чужд,
И в почестях величью нету нужд.

Превыше всех подымет лишь смиренье,
Но душу в грязь повергнет самомненье.
Надменный, непокорный в прах падет.
Величье само избранных найдет.

Нет правды в низменном земном исканье,
Нет света бога в самолюбованье.
Беги, мой дух, от завистливых и злых,
С презрением глядящих на других.

Тот одарен высокою судьбою,
Кто не запятнан гневом и враждою.
Иди тобою избранным путем,
Прославься правдолюбьем и добром.

У тех, кто над тобой превозносился,
Безумием, ты скажешь, ум затмился.
И сам ты осужденье обретешь,
Коль над людьми себя превознесешь.

Высоко ты стоишь, но не надейся
На вечное... Над падшими не смейся.
Стоявшие всех выше, все ушли,
А падшие на место их взошли.

Ты беспорочен, с низменным не смешан,
Но ты не осуждай того, кто грешен.
Тот носит перстень на руке,
А этот, пьян, свалился в погребке.

Но кто из них войдет в чертоги света
Там, на суде последнего ответа?
Тот - верный внешне - в бездну упадет,
А этот в дверь раскаянья войдет.

* * *
Жил некто; никого он не хулил,
Добро и в скверных людях находил.
И после смерти другу он приснился;
А тот: "Скажи мне, где ты очутился?"

И дух, раскрыв уста, как вешний цвет,
Как соловей, пропел ему в ответ:
"Я не унижен здесь и не обижен
За то, что мной никто был не унижен".

* * *
Раз уронил динар бедняк убогий,
Искал его он долго на дороге.
И не найдя, домой к себе побрел;
А некто, не искав, динар нашел.

На счастье иль беду обречены мы
Судьбой, когда еще не рождены мы?

Судьбу не скрутишь силою своей.
Порою сильный слабого слабей.
Как часто врач премудрый умирает,
Невежда и несчастный выживает.

* * *
Портной почтенный, живший в ...
Сказал своей уродливой жене:
"Коль щеки оспою твои изрыты,
Смирись, румян, белил не изводи ты.
Напрасно в спор вступать с судьбой самой,
Не скроешь безобразия сурьмой».

Мудрец не ждет добра от твари злобной,
Собака шить одежду не способна.
Не знали средств ни Греция, ни Рум,
Чтоб делать мед из дерева ...

Людьми четвероногие созданья
не станут, - тут напрасны все старанья.
И сколько грубый туф ни шлифовать,
Он зеркалом не может заблистать.

Ивняк цветеньем роз не заалеет,
И после бани негр не побелеет.
От стрел судьбы стена не защитит.
Смирение - один у смертных щит.

* * *
Поститься малолетний захотел,
До полдня муки голода терпел.
Увидя в нем так много доброй воли,
С него урок не спрашивали в школе.

А дома принялись отец и мать
Ласкать его, хвалить и одарять.
Но лишь обеда время миновало,
В его желудке пламя запылало.

Подумал он: "Я ослабел совсем,
Пойду и ото всех тайком поем".
На пост он для родителей решился,
Поел, а сделал вид, что день постился.

Кто уличит творящего намаз
Не для Всевышнего, а напоказ?
Противен ростовщик немилосердный,
Что пред народом молится усердно.

О, лицемерье набожных святош,
Ты прямиком в геенну их ведешь.
И коврики пойдут в геенну следом
За сонмом осужденных вечным бедам.

О довольстве малым

В стяжании пекущийся о многом
Не знает Бога, недоволен Богом.
Сумей богатство в малом обрести
И эту правду жадным возвести.

Чего ты ищешь прах, алчбой гонимый?
Злак не растет ведь на праще крутимой.
Живущий духом чужд телесных нег.
Забыв свой дух, убьешь его навек.

Живущий духом доблестью сияет.
Живущий телом доблесть убивает.
Суть человека постигает тот,
Кто сущность пса сперва в себе убьет.

О пище мысли бессловесной твари,
Мысль человека - о духовном даре.
Блажен, кто сможет на земном пути
Сокровища познаний обрести.

Кому творенья тайна явной станет,
Тот света правды отрицать не станет.
А для невидящих, где мрак и свет,
Меж гурией и дивом розни нет.

Как ты в колодец, путник, провалился?
Иль твой в степи открытой взор затмился?
Как сокол ввысь небесную взлетит,
Коль птицу камнем алчность тяготит?

Как можешь ты с крылатыми сравняться,
Когда привык вседневно пресыщаться?
Ведь ангелом парящим, как звезда,
Не станет жадный хищник никогда.

Стань Человеком в помыслах, в делах,
Потом мечтай об ангельских крылах.
Ты скачешь, как несомый злобным дивом,
На необъезженном коне строптивом.

Скрути узду! Иль волю он возьмет, -
Сам разобьется, и тебя убьет.
Обжора тучный, духом полусонный,
Ты человек иль ум обремененный?

Утроба домом духа быть должна,
А у тебя она едой полна.
"Бурдюк словам о Боге не внимает,
И алчный от обжорства умирает.

Кто вечными пирами пресыщен,
Тот мудрости и знания лишен.
Глаза и плоть вовек не будут сыты,
Все мало им, и хоть кишки набиты,

Они - геенна, грешников полна:
"Еще прибавьте!" - вопиет она.
Ел мало сам Иса, светильник веры;
Что ж кормишь ты осла его без меры?

Что приобрел ты в этом мире зла,
Сменивший откровенье на осла?
Ведь алчностью свирепой обуянных
Зверей и птиц находим мы в капканах.

Тигр над зверями царь, а поглядишь -
Попался на приманку, словно мышь.
И как бы мышь к еде не кралась ловко,
Ее поймает кот иль мышеловка.

* * *
Чуть зубы у ребенка одного
Прорезались, вздохнул отец его;
"Хоть я любить его не перестану,
Но где я, нищий, хлеб ему достану?»

Услышала слова его жена
И так ему ответила она:
"Не бойся за него, побойся Неба!
Кто зубы нам дает, пошлет и хлеба.

Ведь Бог сильнее всех, в конце концов.
Ты больше не бросай подобных слов!
Тот, кто живое породил созданье,
Предначертал и жизнь, и пропитанье.

В руках жизнетворящего судьба
И будущее божьего раба.
А ты, как раб строптивый пред Владыкой,
Не веришь божьей милости великой".

* * *
Сказал суфию некто: "Безобразно
Клевещет на тебя твой друг заглазно".
"Брат, замолчи! - суфий ему в ответ, -
До клеветы людской мне дела нет!

А пересказчик клеветы досужей
И самого врага, пожалуй, хуже!
Поистине, ты, в рвении своем,
Мне худшим предстаешь клеветником!

Коль не решился он сказать мне смело
Все, отчего мое трепещет тело,
Ты, осветивший этой злобы мрак,
В моих глазах предстал, как худший враг!"

Чужие распри сплетник подымает
И злобу в сердце добрых вызывает.
Гласящих ссоре дремлющей: "Вставай!" -
Клеветников зловещих избегай.

Сидеть в цепях не лучше ль в темной яме,
Чем разносить раздоры меж друзьями.
Вражда - огонь, что вспыхнул из-за слов,
Где сплетник служит, как подносчик дров.

О благодарности за благополучие

Как благодарность вечному скажу,
Когда достойных слов не нахожу?
Чтоб восхвалить Его, мой каждый волос
Не может обрести и речь, и голос.

Хвала дарящему, чьей волей я
Был вызван к жизни из небытия!
Но все слова людского восхваленья -
Его предвечной славы приниженье.

Он смертного из глины сотворил,
И разумом, и сердцем одарил.
Смотри, как он вознес тебя высоко
С рождения до старости глубокой!

Рожденный чистым, чистоту храни!
Не завершай в грязи земные дни!
Пыль вытирай с прекрасного зерцала,
Чтобы поверхность ржа не разъедала.

Ты был ничтожной каплею сперва
И возмужал, по воле Божества.
Велик твой труд, но ты не возвышайся,
На силу рук своих не полагайся.
Ведь это Вечный в мудрости своей
Из праха создал кисть руки твоей.

Тогда твой труд казну твою умножит,
Когда тебе Всевидящий поможет.
Не сделал ты ни шага одного
Без постоянной помощи Его...

* * *
Взгляни, как сложно палец твой составлен:
В строении перста Творец прославлен.
Ты, что в дела творения суешь
Свой палец, лишь смятенье обретешь.

Взгляни, коль ты разумное творенье,
На кости и на их соединенье.
Как созданы стопы и связки ног, -
Без них ты шагу сделать бы не мог!

И ты в поклоне Богу не унижен;
Твой позвоночник гибок и подвижен;
Все позвонки в нем соединены,
Как перлы, что из праха рождены.

О мудрый, в теле нет числа сосудам, -
Потоки жизни - назови их чудом!
Суждение и зренье нам дано,
А в сердце знание заключено.

Ты на ногах стоишь, венец творенья,
А твари - мордой вниз и в униженье.
Их пища под ногами; ты же сам
Подъемлешь хлеб с достоинством к устам.

Ты - царь, и поклоняйся только Богу,
Но ничьему не кланяйся порогу.
Тебе твоим хранителем дано
Для сева хлеба вечного зерно.

А благодарный за благодеянья
Сам совершает добрые деянья.
И лучше путь прямой, чем стан прямой.
У тех, кто ходит криво - дух кривой.

* * *
Взывал в пустыне сбившийся в пути:
"Погибну я, дороги не найти!"
А спутник молвил: "Потерпи немного.
Крепись, благодари за милость Бога!
Пусть ты не на осле, - пешком пошел,
Но ты ведь человек, а не осел!"

* * *
Отшельнику, что Богу поклонялся,
Однажды слиток золотой достался.
Был ум его богатством помрачен
И помыслами грешными смущен.

Всю ночь не спал он, жадностью объятый...
Он думал: "Заживу теперь богато!
Довольно унижения сносить
И подаянья по миру просить.

Дворец построю мраморный; а крышу
На балках бальзамических возвышу.
В одном покое будет зимний сад,
Другой покой - для пира и услад.

Во что одет я? Рвань! Одни заплаты!
Я облачусь в парчовые халаты.
Не буду пищу сам себе варить,
Мне слуги будут яства подносить.
На чем я сплю? Солома, войлок рваный;
В постели буду спать благоуханной".

Так о роскошной жизни он мечтал,
И мозг его от помыслов пылал.
Мир и духовный свой покой забыл он,
И совершить намаз святой забыл он.

Мечтаньями своими опьянен,
В пустыню утром устремился он;
И увидал, войдя в мазар старинный:
Кирпичник месит чан могильной глины.

Куском ли золота себя обманешь,
Когда и сам ты завтра глиной станешь?
Пусть ты проглотишь алчно свой кусок,
Второй кусок тебе не будет впрок.

Что с кирпичом златым ты делать будешь?
Ведь им поток Джейхуна не запрудишь!
Ты о богатстве бренном возмечтал,
А сам богатство духа растоптал.

Ослеп ты сердцем к вещей укоризне...
Страсть, как самум, сожгла посевы жизни.
Сурьму беспечности с ресниц отмой! -
Прах будет завтра для тебя сурьмой.

* * *
Хорошего ты встретишь иль плохого -
Не говори о людях злого слова.
Плохого сделаешь своим врагом,
А доброго хулить - считай грехом.

Когда один хулить другого будет, -
Знай: по себе самом о нем он судит.
Когда ты их поступки разберешь,
Поймешь - где правда, где таится ложь.

Коль ты о людях говоришь плохое,
Пускай ты прав, нутро в тебе дурное.
Ушедших некто жалил речью злой;
Мудрец прервал: "Почтеннейший, постой!

Ты не черни людей, которых знал я,
Чтоб думать плохо о тебе не стал я!
Ты много злобных слов о них нашел,
Но доброго и сам не приобрел!"

Мне молвил некто мудрое присловье:
"Разбой, ей-богу, лучше, чем злословье!"

"О друг! - смущенно молвил я ему, -
Я притчи этой странной не пойму.
Как? Лучше преступление разбоя,
Чем об отсутствующем слово злое?"

А он: "Чтоб лютый голод утолить,
Разбойник должен смелость проявить.
А этот, - человека очернил он, -
Но что, скажи, за это получил он?"

вернуться в раздел "Ислам"