0%
 

Шри Ади Шанкарачария

Фотографии Кедарнатха

 

Шанкарачария родился в 788 году в деревне Калади в районе Малабара (Керала) в семье способного религиозного наставника Шивагуру и его верной жены Арьямбы. Все его звали Шанкарой. Его родители принадлежали к секте ученых, строгих и ревностных браминов, и его отец сам взялся за религиозное обучение Шанкары практически с младенческих лет. Шанкара был уникальным мальчиком, награжденным экстраординарным талантом и большим интеллектом. Гениальность его проявилсь в самом раннем детстве - он овладел санскритом уже в возрасте одного года, еще до того, как он научился своему родному языку малаяламу, на котором он начал говорить, когда ему стало два года. Он был наделен феноменальной памятью и невероятной способностью сосредоточения. Он мог повторять слово в слово все то, что он прочел или услышал лишь один раз.
Его отец скончался, когда ему было пять лет. Вскоре после этого он поступил в гурукул - школу религиозного обучения. И за короткий промежуток времени он овладел ведическими знаниями. После завершения своего образования в возрасте всего восьми лет он начал вести монашеский образ жизни. Он постоянно соблюдал духовную дисциплину, следуя йоге действий, приверженности своим идеалам, контролируя свой ум. В скором времени он был признан ведущим философом, мистиком, возродившим и реформировавшим индуизм.
Как и в случае ряда других духовно просвещенных, познавших Бога святых, с именем Ади Шанкарачарии было ассоциировано немало чудес. Когда в возрасте восьми лет он хотел пойти в монастырь, его мать этому сильно воспротивилась. Однако когда он однажды купался в реке, его схватил за ногу крокодил. Мать Шанкары, увидевшая все это, стала отчаянно молиться, чтобы Бог спас ее сына любой ценой. В этот момент Шанкара сказал, что он спасет себя только в том случае, если его мать согласится с его решением уйти в монастырь. Матери пришлось согласиться. Шанкара выдернул свою ногу из пасти крокодила и вышел из воды невредимым.
В последующие двадцать четыре года, прежде, чем он умер в Кедарнатхе в Гархвале (Гималаи) в 820 году в возрасте всего лишь 32 лет, он много путешествовал по Индии, пройдя ее пешком вдоль и поперек. Он основал самый ранний индуистский монашеский орден с целым рядом матхов, или ашрамов (монастырей или храмов), главные из которых находились в Рамешвараме на юге, Дварке на западе, Пури на востоке и Бадринатхе на севере.

Парам Гуру Стотра

Хотя твое тело прекрасно и ты всегда в добром здравии,
Пусть ты носишь знатное имя,
И у тебя золота с гору Меру, самую большую гору на небесах,
Если твой ум не растворен у лотосных стоп твоего Гуру,
В сущности лотосных стоп Гуру,
Что из того? Что из того? Что из того?

И даже если судьба посылает тебе богатства,
И у тебя добропорядочная жена,
И у тебя есть дети, и внуки, и множество друзей,
И все радости домашнего очага,
Если твой ум не растворен у лотосных стоп самого Гуру,
Что из того? Что из того? Что из того?

Даже если ты владеешь всеми знаниями,
Изучил все писания и учения самих Вед,
И ты пишешь прозу и стихи,
Какой смысл во всем этом,
Если твой ум не растворен у лотосных стоп, святых стоп самого Гуру?

Пусть тебе оказываются большие почести в чужих землях,
Пусть на родине ты прославил свое имя,
Даже если ты совершил великие подвиги,
И никогда не сделал ничего дурного,
Во всем этом нет пользы,
Если твой ум не растворен целиком у лотосных стоп самого Гуру.

Даже если ты станешь императором вселенной,
И все могущественные короли будут твоими слугами,
Какая польза тебе от этого,
Если твой ум не растворен у лотосных стоп самого Гуру?

И если твое благородство известно всем народам,
Но ты не преклонен у лотосных стоп твоего Гуру,
Какая польза тебе от этого?
Пусть ты не предаешься удовольствиям, и не гордишься своей женой,
Даже если ты безразличен к своему богатству,
Даже если ты отказываешься от могущества и плодов, которые дает йога,
Отказываешься от плодов пожертвования,
Даже если ты достиг такой высоты,
Если твой ум целиком не принесен и полностью нерастворен
У лотосных стоп Гуру, как это тебе поможет?

Даже если ты полностью свободен от привязанностей
И можешь жить в лесу со всеми трудностями, как дома,
И не захвачен своей работой,
И готов принять уродливую форму,
Даже если ты до такой степени свободен, но
Если твой ум целиком не принесен и полностью не растворен
У Божественных лотосных стоп Гуру,
Какая польза тебе от всего этого?

Расчленение пятиричного

Трактат PANCIKARANAM

АУМ. Сказано, что "Вират" является полной суммой пяти объединившихся элементов и их проявлений. Это называют грубым телом Атмана. Бодрствование - это состояние, в котором чувства дают начало знанию объектов. Этот Атман, который отождествляет Себя как с грубым телом, так и с состоянием бодрствования, известен как "Вишва". Эти три (грубое тело, состояние бодрствования и "Вишва") вместе представляются первой буквой 'А' в созвучии 'Аум'.
Эти пять нерасчлененных элементов и их проявление - тонкое тело - составляют вместе то, что называют "Хиранья Гарбха". Материальное тонкое тело имеет семнадцать частей, а именно пять жизненных сил, десять органов восприятия и действия, разум и интеллект. Об этом говорится как о тонком теле Атмана.
Когда органы чувств успокоены или отвлечены, знание, возникающее от впечатлений в состоянии бодрствования, вместе с иллюзорными объектами, ощущаемые в нем, называется состоянием сна. Этот "Тайджаса" есть Атман, который отождествляет Себя как с состоянием сна, так и с тонким телом. Эти три (тонкое тело, состояние сна и "Тайджаса") вместе представляются второй буквой 'У' в созвучии 'Аум'.
Переплетенное с отражением Чистого Сознания, Неведение, которое скрывает этот Атман и является причиной как грубого, так и тонкого тел, называется "Авьякрта", или непроявленное ("Атмаджнанам"). Это есть причинное тело Атмана. Оно не является ни существующим, ни несуществующим, ни даже существующим и несуществующим одновременно, ни тождественнным с Атманом, ни отличным от Него и тождественным с Ним одновременно. Это Неведение не является ни составным, ни несоставным, ни составным и не составным одновременно, но устранимо только знанием тождества Брахмана и Атмана.
Когда все мысли прекращаются, а различающий интеллект погружается в свою причинную обусловленность, возникает состояние глубокого сна. Этот Атман, который отождествляется с двумя, то есть с причинным телом и состоянием глубокого сна, описывается как "Праджна". Эти три (причинное тело Неведения, состояние глубокого сна и "Праджна") символизируются последней буквой 'М' в 'Аум'.
Теперь 'А' (личность в состоянии бодрствования) должно быть растворено в 'У' (личность в состоянии сна), а 'У' - в 'М' (в состояние глубокого сна). Далее 'М' должно быть растворено в 'Аум', а 'Аум' в 'Я'. Я есть Атман, Свидетель всего, Я обладаю природой Чистого Сознания, Я не являюсь ни Неведением, ни даже его проявлением, Я есть только Брахман, Вечно Чистое, Вечно Просветленное, Вечно Свободное - Абсолютное Существование. Я есть Абсолютное Блаженство, Единое без второго и Глубочайшее Сознание. Пребывание в этом состоянии абсолютного тождества - это называется "Самадхи", или состоянием Сверхсознания.
"Ты есть То", "Я есть Брахман", "Сознание-Блаженство есть Брахман", "Эта Самость есть Брахман" - все эти "шрути" (высказывания из Упанишад) прямо свидетельствуют о тождестве Атмана, индивидуальной души и Брахмана. Это называется "Панчикаранам", или расчленение пятиричного.

вернуться в раздел "Индуизм"