Богиня-Мать и матриархат эпохи неолитаЭра неолита восходит к 10000 годам до н.э. На этой стадии эволюции сознания племенные боги не существовали. Существовала только Великая Богиня, которой все поклонялись. В миропонимании людей той эпохи Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это Она заставляет оживать семя, погруженное в землю; Она вселяет любовь в людей и животных, Ей поют песни в дни весеннего ухаживания птицы. По Ее мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Ее радость – это радость всего живущего; Ее глаза смотрят на людей с небесной лазури, Ее рука нежно ласкает листву, Она проносится над миром в дуновении весеннего ветра. В ритуалах плодородия Богиню призывали, чтобы увеличить урожаи. Эти ритуалы существовали до начала христианской эры. Раскопки в Иерихоне позволили обнаружить первый город, датируемый 8000/7000 до н.э., построенный в форме луны. Каждый дом города имел изображение Богини. Город Чатал-Гуюк в Анатолии, открытый в 1960 году, был важным центром неолитической культуры между VI и V тысячелетиями до н.э. Город полностью был посвящен Богине, где в Ее честь построены сорок храмов. Культура Вилка, процветавшая в V и IV тысячелетии до н.э. в районе Балкан, обнаруживает более двух тысяч фигурок Богини в виде змеи или птицы. Именно в это время начинают появляться первые мужские образы Божественности (речь идет о Сыне Богини). Позднее они будут представлены как Исида и Гор. Изображения Богини были найдены в пещерах, расположенных на высоких недоступных плато сахарской пустыни в Африке. Культ всеобщей Матери у племен маори в Новой Зеландии именуется Пэпа (Мать-земля), у эвенков Подкаменной Тунгуски - Бугады Энинитын. Она представляется Хозяйкой Вселенной и одновременно Матерью зверей и людей. Эта гармония жизни и всеобщее почитание Богини были нарушены с приходом бронзового века, когда с 4500 до н.э. начались первые индоевропейские (Курган) нашествия. Можно ли считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли она о том, что Душа Природы была ближе и понятней людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Да впрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея Души мира не умерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии "Новой Европы". Кстати, само название этой части света обязано имени греческой Богини Европе. Неолитические цивилизации не были примитивными. Наличие ценных предметов из мрамора, меди или золота, богато оформленные вазы, предметы культа, обнаруженные в раскопках, указывают на утонченный характер этих древних культур. Изучая многочисленные раскопки городов в Югославии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше и в Украине, М.Жимбута обращает внимание на необычайную гармоничность этой цивилизации, которую она называет "Старая Европа". Похоже, что там не было конфликтов и войн на протяжении нескольких тысячелетий, и что люди тогда познали эру мира и процветания. Действительно, до середины V тысячелетия до н.э. не находят никаких следов укреплений и защитного оружия. Холмы чаще всего используются под храмы, а не для цитаделей или других укреплений. Не существует каких-либо настенных росписей, прославляющих и изображающих войну. Напротив, многочисленные изображения природы показывают, что внимание людей того времени было направлено на красоту и на праведный характер жизни. | |||
|
Эпоха неолита - это общепризнанная эпоха матриархата. Именно женщины в этот период стояли у истоков прогресса, именно они ткут, занимаются сельским хозяйством и гончарным ремеслом. Нет указаний на то, что существовала какая-либо иерархия среди населения. Отношения между мужчинами и женщинами носили характер равноправия, поскольку на их социальное неравенство не указывает ни один археологический факт. Мужчины и женщины того времени жили в гармонии, похожей на жизнь некоторых североамериканских племен до европейского нашествия. Но очевидно то, что эта размеренная жизнь по законам матриархата оставляла все более ограниченное пространство для деятельности мужчины. В то время как в палеолите выживание племени зависело исключительно от успехов на охоте, в неолите сельскохозяйственная деятельность женщин сводит на нет активность мужчин. Все это, безусловно, стало приводить к постепенной утрате их социального статуса и роли в обществе. Рисунки Чатал-Гуюк отображают сцены охоты мужчин, одетых в леопардовые шкуры. Очевидно, что речь больше идет о ностальгии по прошлому, когда мужчин прославляли как великих охотников. И именно женщины тогда играли главную роль в священных ритуалах. Например, у северных индейцев заклинания совершались женщинами. У некоторых индейцев существует сказание о том, что "обряды плодородия" были учреждены женщинами. По одному ирокезскому преданию первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить свое тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай. Сегодня наиболее примитивные культуры все еще знают шаманок и жриц. А там, где это явление уже исчезло, можно найти его следы. Так, у чукчей и других северных народов шаман-мужчина одевался в женскую одежду. А таинственные фрески с острова Крита свидетельствуют о том, что в особо священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм. Да и кто как не женщина – живое воплощение Мировой Матери - должна держать в руках тайны культа? Не носит ли она в своем теле тайну рождения? В Европе главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами. А римские весталки в древности имели гораздо большее значение, чем впоследствии. Вспомним, что важнейший греческий оракул в Дельфах основывался на прорицаниях жрицы. Как отзвук этих времен можно рассматривать власть Великой Жрицы на острове Крите. Многочисленные народные поверья о колдунах, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времен, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они оказывались в роли вождей и руководителей племени. Хотя в настоящее время ученые не пришли к единому мнению относительно происхождения матриахата, тем не менее ясно, что он был свойствен большинству древних культур. Но не в производственных отношениях и хозяйстве и не в особенностях первобытного брака следует усматривать корень матриархата. Возрастание роли женщины в эпоху неолита было, несомненно, связано с расцветом культа Богини-Матери и ведущей ролью шаманок и жриц. Эту связь на примере доисторической Греции с удивительным проникновением в дух верований проследил Вячеслав Иванов. "Чем в отдаленнейшую восходим мы древность, тем величавее рисуется нам образ вещуньи коренных изначальных тайн бытия, владычицы над прозябающей из их темного лона жизнью, придверницы рождений и похорон, родительницы, восприемницы, кормилицы младенца, плакальщицы и умастительницы умершего. <...> Всякое исследование истории женских Божеств, под каким бы именем ни таилась Многоимянная, наводит нас на следы первоначального феми-монотеизма, женского единобожия. Все женские божественные лики суть разновидность единой Богини, а эта Богиня - женское начало мира, один пол, возведенный в абсолют". | ||
Проект сайтов Омкара, 2006-2024 |