Али ибн Абу Талиб

Как бы то ни было, имама Али можно считать первым исламским фундаменталистом. В настоящее время в понятие "фундаментализм" благодаря все той же западной пропаганде вкладывается негативное значение с оттенком экстремизма и воинственности. На самом же деле фундаментализм - это возвращение к "фундаменту" ислама, его истинному пониманию, к основам исламской веры. -- по сообщениям ИТАР-ТАСС

Мухаммед проповедовал Ислам как религию мира и душевного покоя, которая противостоит любым несправедливости и насилию. Но в ранние времена ее распространения на пути Мухаммеда часто попадались люди, которые всячески препятствовали Ему (они даже пытались Его убить), так как в развитии культуры и религии общества они видели ущемление своих корыстных интересов, поэтому Мухаммеду ради защиты религии приходилось вести войны. Под военным знаменем всегда рядом находился Али, и Он по праву заслужил своими боевыми подвигами имена "Лев Аллаха", "Попечитель". Али всегда находился рядом с Мухаммедом во всех Его походах, Он никого не боялся, кроме Аллаха. Однажды в битве при Бадре Он получил шестнадцать ран, но не ушел с поля боя. И в то же время Али, так же как и Мухаммеду, было чуждо насилие, Он прибегал к оружию только в исключительных случаях. Али всегда призывал к прощению, к милости, к благородатсву. Часто Он говорил:

Если вы сильнее своего врага, то простите его Милостью Аллаха, чтобы он подчинился вам.

Доминирование и тирания послужат вам плохую службу.

Лучший способ наказать злого - это похвалить благие дела доброго.

После избрания халифом в первой своей речи Али сказал:

Пока Я имею в Медине хоть одно пальмовое дерево, не позволю себе взять ничего из общего достояния. Подумайте, если Я ничего не позволяю себе взять, то как возможно, чтобы Я мог позволить подобное кому-либо из вас?

Но встал Акиль и сказал: "Ты хочешь меня приравнять с чернокожим?" Али ответил:

Садись, брат, ты перед тем чернокожим не имеешь никакого преимущества, разве что превосходство в вере или богобоязненности.

Когда Али стал халифом, то некоторые из Его последователей советовали Ему для укрепления власти поощрять управляющих на местах, то есть наместников, распределяя им больше имущества и провизии. Но Али в ответ говорил:

Нет! Несправедливость и угнетение никогда не будут исходить от Меня. Клянусь, что если бы даже имущество мусульман было бы Моим собственным, все равно Я бы распределял его на основе равноправия, тем более, что это имущество является общей собственностью.

Али был известен также и как очень сообразительный человек. Он обладал удивительными знаниями в различных областях науки и мысли. К Нему очень часто подходили люди за советами, за решением сложных задач, или просто для познания истины мира. Часто Его даже испытывали, сможет ли Он ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу. Али постоянно всех удивлял своей сообразительностью и мудростью. Но сам Он ни к кому более не обращался за советом, кроме как к своему дяде. Мухаммед говорил:

Али - самый мудрый среди моего народа и самый умный в разрешении разногласий, которые могут возникнуть после Меня.

Я город знаний, а Али - его врата. Всякий, кто хочет знаний, должен обратиться к Али.

Однажды Мухаммед позвал с себе в дом Али, и Они надолго оставались одни. Люди все это время его ждали, и когда Али вышел, Его спросили: "Что сказал Тебе Посланник Аллаха?" Имам Али ответил:

Пророк открыл для Меня тысячи дверей знаний, каждая из которых открывает тысячу других.

Али, обращаясь в своих проповедях к людям, принявших Ислам, часто говорил:

О, люди! Спрашивайте меня до того, пока Я не покинул вас. Спрашивайте потому, что знания прошлого и будущего подле Меня.

Если у Меня было бы в руках право судейства над всеми людьми, то иудеев Я бы судил согласно их книге, христиан - согласно Евангелию, последователей псалмов Давида - из их книги, а последователей священного Корана - согласно Корану. Клянусь Аллахом, что Я лучше вас всех знаю Коран и его толкование!

В воспитании у Мухаммеда

Али ибн Абу Талиб родился в 602 году в Мекке в семье рода Хашима. С четырех-пятилетнего возраста Он рос возле своего дяди, пророка Мухаммеда. Дядя Своими наставлениями с раннего возраста давал Ему ценное духовное воспитание. В результате этого несравненного воспитания Али отличался от своих сверстников сообразительностью и высокой нравственностью. Он так рассказывал о Своем детстве:

Когда Я был ребенком, Посланник Аллаха брал Меня к Себе на руки, прижимал к груди, разжевывал еду и давал ее Мне. Он вдыхал в Меня Свой Божественный запах. В моих речах, делах и поведении Посланник Аллаха никогда не замечал ни малейшей ошибки и незнания. Когда Пророк был еще ребенком, Всевышний Аллах приставил к Нему одного из великих ангелов, который везде и всегда сопровождал и предохранял Его от ошибок. Я же следовал во всем Пророку, подобно младенцу, следовавшему во всем своей матери. Посланник Аллаха приказывал Мне следовать во всем Ему, а также принимать и руководствоваться Его поведением и действием. Он каждый год направлялся на гору Хира и уединялся там, и тогда никто, кроме Меня, не видел Его. В то время свет исламской религии еще не вошел в дома арабов. Только Пророк, Его жена Хадиджа и Я, как третий из них, кто приняли Ислам. Я видел свет божественного откровения и рисалат, Я чувствовал запах пророчества.

Вторым человеком, которого Пророк призвал уверовать в Аллаха, был Али. Однажды Он увидел Мухаммеда и Его жену читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: "Что это значит?" Пророк ответил:

О Али! Это религия, которой доволен Господь и которая избрана Им. Я призываю Тебя уверовать в Единственного Создателя и сторониться поклонения тем, кто не приносит ни вреда, ни пользы.

После этого предложения Али, потупив милый, детский взор, задумался на несколько минут. Затем произнес: "Это нечто невиданное и неслыханное Мною. Я не могу что-либо сказать, не посоветовавшись с отцом, Абу Талибом". Однако Пророк пока еще не получил веления Всевышнего открыто объявить о Своей миссии, поэтому предупредил Али: "Послушай, Али! Если Ты хочешь следовать сказанному Мною, то выполняй заповеди Господа. Если же не хочешь, то храни в тайне увиденное и услышанное здесь. Никому ничего не говори". После этого предостережения Али дал слово хранить все в тайне. Всю последующую ночь Он провел в размышлениях. С утренней зарей в душе у него появилось просветление. Отправившись к Пророку, Он сказал Ему:

Всевышнему не требовалось согласия Абу Талиба, когда Он сотворил Меня. Почему же Я должен идти к Абу Талибу и спрашивать о том, поклоняться Мне Создателю Моему или нет?

После этих слов Он принял Ислам. Али тогда было десять лет.

В первые годы распространения Ислам принимали только близкие и знакомые люди. Однажды Мухаммед пригласил к себе в дом своих родственников и усадил всех за большой стол. Среди них были Абу Лахаб, Аббас, Хамза, за столом также сидел и Али. Мухаммед несколько раз во время трапезы заговаривал об Исламе, об Аллахе, о том, что Он принес мудрость и свет. Наконец, Он спросил, кто будет помогать Ему, кто пойдет за Ним? И только Али, несколько раз вставая, решительно давал знать, что Он во всем будет следовать Пророку.

"Бог повелел мне призвать вас на истинный путь", - закончил Мухаммед, по свидетельству преданий, свое обращение к хашимитам. - "Кто же из вас последует за мной, кто станет моим братом, моим душеприказчиком и моим наследником?" Хашимиты ответили на призыв Мухаммеда полным молчанием, никто из них не захотел связать свою судьбу с судьбой начатого Им религиозного движения. Тогда вперед выступил Али, самый младший среди присутствовавших, и, по Его собственным словам, пылко воскликнул: "О пророк Бога! Я буду твоим помощником!" Мухаммед обнял Его и, обращаясь к собравшимся, сказал: "Вот Мой брат, Мой душеприказчик и Мой наследник! Слушайтесь Его и повинуйтесь Ему!" -- "Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин

Однажды Мухаммед сказал:

О Али! Ты занимаешь по отношению ко Мне такое же положение, как Харун по отношению к Мусе, с той только разницей, что после Меня не будет пророков.

Али очень любил своего дядю. История помнит даже такой случай, когда однажды, перед переселением из Мекки в Медину, Али узнал о предстоящем покушении на дядю. Тогда ни слова не сказав Пророку, Он предложил Ему поменяться местами для сна.

Назначение Али приемником Пророка и предводителем мусульман

Пророк Мухаммед на основании всех достоинств Али хотел назначить Его Своим заместителем и предводителем мусульман после Себя. Именно поэтому Он, используя любую возможность, неоднократно указывал на то, что руководителем всех мусульман впоследствии должен быть Али ибн Абу Талиб. Это, например, произошло в десятом году по Хиджре, когда Пророк посетил Мекку для совершения хаджа (об этом также говорят как о "прощальном паломничестве"). В этом паломничестве Пророка сопровождали более ста двадцати тысяч человек.

После завершения паломничества караван мусульман покинул священную Мекку. Восемнадцатого числа месяца Зуль-хиджа они достигли местности Гадир Хум. Тут к Пророку снизошел ангел Джабраил (Гавриил), хранитель Божьего Откровения, Который повелел Ему остановиться на этом месте. Посланник Аллаха велел остановить караван и решил подождать, пока не прибудут отставшие от каравана паломники. Неожиданная остановка посреди пустыни под жгучим солнцем удивила уставших от жары паломников, среди которых начала распространяться молва о том, что сейчас Пророк произнесет полученное откровение, переданное Ему от Всевышнего Аллаха. Многотысячный народ как один сосредоточил свое внимание на Мухаммеде в ожидании чего-то очень важного. Только какое-то очень важное событие могло заставить заботливого Пророка Мухаммеда остановить и на некоторое время задержать в пустыне такое большое количество людей под жарким солнцем. Именно в это время снизошел нижеследующий аят Священного Корана:

Коран 5.67. "О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Поистине, Аллах не ведет прямо людей неверных".

Очевидно, что в данном аяте речь идет о каком-то очень важном сообщении, умолчание которого равносильно умолчанию о послании Аллаха. В этом аяте также Всемогущий Аллах извещает Пророку о защите; складывается ощущение того, что какое-то обстоятельство тревожило Мухаммеда в передаче данного откровения, так как Аллах гарантирует ему защиту от каких-то людей, а также от опасных всевозможных последствий, связанных с передачей столь значимого сообщения.

Мухаммед покинул этот мир спустя семьдесят дней после передачи этого важного Откровения. В течение двадцати трех лет Он передавал людям Откровения Аллаха, чтобы поставить их на истинный путь, ведущий к счастью. Выходит, это очень важное Откровение имеет особый смысл и касается весьма серьезного вопроса, передачей которого завершается Его пророческая миссия. Но что могло Его потревожить во время этой передачи? В силу господствующих в то время среди бедуинов представлений принято было поручать высокие посты и должности не молодым людям, а многолетним старикам. Это было одним из обстоятельств, которое не способствовало тому, чтобы Пророк мог легко передать полученное божественное повеление людям: Али ибн Абу Талибу было тогда всего тридцать три года. Например, назначение военачальником Усама ибн Зейда было неоднозначно воспринято сподвижниками Пророка по причине его молодости. Кроме того, многие из родственников и друзей тех, которые недавно присоединились к рядам сподвижников Мухаммеда, когда-то пали от меча храброго Али. В сердцах некоторых из них эти воспоминания разжигали ненависть к Нему. Недовольство назначением Али преемником могло разозлить некоторых сподвижников Пророка, которые могли отказаться подчиняться Ему, ввести смуту в общество и, в конечном итоге, нанести значительный ущерб дальнейшему распространению Ислама. Эти обстоятельства глубоко тревожили Мухаммеда, на что Всевышний сообщил Ему: "Аллах защитит тебя от людей".

Люди, собравшиеся там, совершили полуденную молитву вместе с Мухаммедом. Наконец, Пророк вышел вперед, чтобы исполнить этот великий божественный указ перед такой огромной публикой, заполнившей пустыню в ожидании этой исторической речи. Он сказал:

Я буду спрашивать у вас, когда вы вернетесь ко Мне, о том, как вы относились к двум драгоценным вещам. Величайшая драгоценность - это Книга Аллаха. Другая драгоценность - это Моя семья, люди Моего дома. Поистине, Всемилостивый и Всезнающий Аллах сообщил Мне, что эти две вещи не иссякнут. Ветвь, один конец которой находится в руках Аллаха, другой же конец - в ваших руках. Держитесь за нее, и вы не заблудитесь и не измените милость Аллаха.

Потом Он призвал Али, взял Его руку и поднял ее, чтобы обозначить Его людям. Затем Он сказал:

Аллах - мой покровитель и полноправный распорядитель, Я же являюсь покровителем всех верующих. Кому Я был покровителем, тому и Али покровитель. О Аллах! Будь покровителем тому, кто был Его другом, будь врагом тому, кто был Его врагом, помоги тому, кто помог Ему, оставь без поддержки того, кто Его оставил без поддержки, и пусть Он будет прав, где бы он ни находился! Разве Я не сообщил это трижды?

После передачи всем присутствующим столь важного и значимого сообщения относительно преемственности Али ибн Абу Талиба посланник Аллаха призвал всех их запомнить Его слова и передать их также всем тем, кто не присутствовал на этом месте. Не успели люди разойтись, как на Посланника снизошел Хранитель Откровения, который сообщил Ему следующий аят:

Коран 5.3. "Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией..."

После этого всюду провозглашались слова, возвеличивающие и восхваляющие Всевышнего Аллаха. Люди радовались назначению Али их покровителем. Они подходили к Нему группами, призывая благословение на Него по случаю Его назначения имамом (имам - лидер общества, назначенный Всевышним Аллахом для руководства мусульманами в их заповедях и обладающий всей полнотой политической и духовной власти в обществе).

Однажды Мухаммед, преодолевая жестокий жар, обратился к людям со словами: "Свидетельствуете ли вы, что Я обладаю преимущественным правом и высшим авторитетом по отношению ко всем верующим?" Они ответили: "Да, о Посланник Аллаха". Вслед за тем он сказал: "Али - господин для тех, для кого Я - господин."

Этих упомянутых случаев достаточно, чтобы ответить на голословные утверждения, касающиеся преимущественного права Абу Бакра, Османа и Омара по отношению к Али. Это ясный текст, указывающий на то, что Посланник Аллаха назначил Али Своим преемником, чтобы Тот возглавил мусульманское общество, и всякий справедливый разумный человек примет такую трактовку этих высказываний, отказавшись от любых других.

Реальные случаи неподчинения Пророку

Хадис: Посланнику Аллаха как-то принесли жареного цыпленка. Посланник Аллаха изволил сказать: "О, Аллах! Пошли Мне любимейшего Твоего раба, чтобы он вместе со Мной отведал этой еды". Анас ибн Малик говорит: "О, Аллах! Пусть это будет один из ансаров!" После чего пришел Али. Тот Ему сказал, что Пророк сейчас занят. Немного спустя Али снова пришел, тот повторил, что Пророк занят. Прошло немного времени, и Али вновь явился, тогда Посланник Аллаха сказал Анасу ибн Малик, чтобы тот открыл дверь. Когда вошел Али, Пророк обратился с вопросом: "О, Али, что послужило причиной, что Ты так задержался?". Тогда Али ответил: "Это уже третий раз, как Анас препятствует мне войти, он думал, что Вы заняты". Тогда Посланник Аллаха обратился к Анасу: "Что тебя побудило так поступить?". Он ответил: "О, Посланник Аллаха! Я услышал Вашу мольбу к Аллаху, и мной овладело желание, чтобы этим человеком был один из моих родственников"...

Одним из случаев неподчинения Пророку, приведшей позже к очень тяжким последствиям, произошел в последние дни Его жизни. В тот вечер Мухаммед тяжело болевший, находился у Себя дома в присутствии нескольких сподвижников. Предчувствуя, что Его жизнь подходит к завершению, Пророк сказал Своим присутствующим сподвижникам: "Принесите Мне доску и чернильницу, Я напишу вам письмо, чтобы вы не сбились с пути".

Этим письменным документом Пророк хотел оставить ясное указание, относительно какого-то очень важного вопроса, без которого бы Его общине грозило отклонение от праведного пути. Мухаммед, конечно, мог бы передать и устно столь значимое сообщение, но Он пожелал оставить именно письменное завещание, и на то, видимо, были веские основания. В это время между сподвижниками Пророка начались разногласия относительно Его слов. Некоторые из них всячески воспротивились тому, чтобы Он оставил письменное завещание, объясняя свои действия тем, что для этого нет необходимости, так как у нас имеется книга Аллаха, добавив при этом, что Посланник Аллаха бредит.

В разговоре, состоявшимся между Ибн Аббасом и вторым халифом Омаром вокруг вопроса о халифате, Омар сказал; "Посланник Аллаха хотел называть Али, но я не позволил Ему назвать Его", имея в виду, что когда Мухаммед потребовал чернильницу и баранью лопатку, он сказал: "Поистине, человек бредит". Это его высказывание зафиксировано многими историками. Однако некоторые из них постарались как-то смягчить слова халифа, слегка изменив его значение, и написали его слова следующим образом; "Он уже страдает от боли. У нас есть Книга Аллаха, нам достаточно Книги Аллаха!"

В результате этого противостояния в доме Пророка поднялся шум присутствующих. Мухаммед тогда воскликнул: "Встаньте и уйдите отсюда, ибо при Пророке нельзя поднимать шума".

Коран 24.63: "Пусть берегутся те, которые нарушают его приказ, чтобы их не настигло испытание или не постигло их наказание мучительное!"

Коран 9.101: "Между теми арабами, которые вокруг вас, есть лицемеры, а также есть и в числе жителей Медины: они упорны в лицемерии, ты не знаешь их, Мы знаем их. Мы их накажем два раза; со временем они будут подвергнуты великой муке".

Незаконные вероотступные выборы Абу-Бакра

После того, как Мухаммед в 632 году в возрасте 63 лет покинул этот мир, и люди были лишены милости находиться в присутствии божественного откровения, группа заговорщиков, властолюбивых людей, собрались в Сакифе бани Саид и выбрали халифом Абу Бакра (одного из богатейших купцов Мекки), не посоветовавшись при этом не только с обществом, но даже с семьей Пророка. В результате сторонники Али оказались в меньшинстве и были вынуждены подчиниться, проявив при этом чудеса терпимости и смирения. Это случилось вопреки тому, что Пророк по приказу Аллаха назначил Своим заместителем Али.

В тот момент нельзя было говорить о всенародном согласии, так как на этих выборах отсутствовало множество людей, в том числе и сам Али. Отсутствия одного только Али уже достаточно для порицания таких выборов, потому что Он был единственным кандидатом, одобренным Пророком Аллаха, если принять, что прямого текста о назначении не существовало.

Выборы Абу Бакра произошли без всяких предварительных консультаций. Они, по существу, захватили народ врасплох, особенно если учесть, что мусульмане, выполняя свой религиозный долг, были заняты приготовлениями к похоронам Мухаммеда. Жители Медины были в шоке после смерти Пророка, и в этот момент эти люди навязали им выборы и даже угрожали сжечь дом Фатимы, если отказавшиеся присягать новому халифу не выйдут из него. На выборах отсутствовали влиятельнейшие члены общества (уммы), такие как Аббас (дяди Пророка). Лидер ансар Саад ибн Убада заявлял, что эти выборы были несправедливыми, и из-за этого он покинул халифат. Сам Омар ибн Хаттаб позже признавал, что эти выборы были ошибкой. Он говорил, что всякий, кто повторит эту ошибку, должен быть убит. (По другой версии он говорил, что если кто-либо призовет к подобным выборам, то он не будет поддержан, не будут поддержаны и те, кто захочет его избрать).

Фатима Аз-Захра обходила собрания ансаров с просьбой поддержать Ее кузена и мужа, и они отвечали: "О дочь Посланника Аллаха, мы уже присягнули этому человеку, и если бы твой муж пришел к нам первым, то мы бы поддержали Его". Али сказал:

"Неужели Я должен был бросить Посланника Аллаха в Его доме непохороненным и отправиться спорить с людьми о праве на халифат?"

Фатима сказала:

"Абу Хасан сделал то, что он должен был сделать, а за то, что сделали они, им придется держать ответ перед Аллахом".

Абу-Бакр намеренно отвергал все аргументы Фатимы, так что Она не могла ему противостоять, хотя Она имела в свою поддержку высказывания Пророка, в которых подтверждается законное право Ее супруга на наследование халифата. Она была настолько разгневана на него, что запретила ему присутствовать на своих похоронах, и муж похоронил Ее ночью тайно.

Что касается Ее тайных ночных похорон, здесь стоит отметить, что, во-первых, место захоронения Фатимы неизвестно, никто не может с точностью сказать, где оно находится. Одни говорят, что Она похоронена в доме Пророка, другие полагают, что Она похоронена в Своем доме напротив дома Пророка, а некоторые считают, что Ее могила находится в Мекке. Удивительно, что Фатима Аз-Захра, единственная из дочерей Пророка, умершая после Него (смерть отца и смерть дочери разделяют не больше шести месяцев), не была похоронена рядом с Посланником. Фатима завещала похоронить Ее тайно, поэтому Она не была похоронена рядом со Своим отцом.

Что же касается Ее сына, Хасана, то он тоже не был похоронен рядом с дедом. Айша (согласно современному Исламу так называемая "Мать правоверных") не позволила сделать это. Когда Хусейн принес его тело к могиле деда, Пророка Аллаха, она села на мула и стала объезжать вокруг дома со словами: "Не дам хоронить никого из тех, кого я не люблю, в моем доме". Тогда кланы Бану Омейя и Бану Хашим уже готовы были вступить в схватку, Хусейн сказал ей, что он только обнесет гроб с телом его брата вокруг могилы их деда, а затем похоронит его в Мекке. Он поступил так согласно требованию своего брата, который не хотел, чтобы из-за него пролилась кровь.

Народная поддержка Али

Изучив многие документальные свидетельства как суннитов, так и шиитов, можно утверждать, что именно Али имел полную народную поддержку. Напротив, Абу-Бакр имел только небольшую группу в свою поддержку. Более того, и шииты, и сунниты приписывают Али ибн Абу Талибу множество добродетелей и благородных поступков. До нас дошло немало высказываний, восхваляющих Али больше, чем других сподвижников. Ахмед ибн Ханбал сказал: "Никто из сподвижников Посланника Аллаха не имеет столько добродетелей, как Али ибн Абу Талиб". Кади Исмаил Наса'и и Абу Али аль-Найсабури говорили: "Ни одному сподвижнику не приписывают столько добродетелей, как Али".

Омейяды приложили немало усилий, чтобы заставить людей бранить и оскорблять Али, и не упоминать о Его добродетелях, они даже запретили кому-либо называться Его именем, но вопреки всей этой ненависти слава о Его достоинствах и добрых делах продолжала распространяться. Имам Шафи'и сказал об этом: "Меня поражает Человек, чьи добродетели держались в секрете Его врагами из-за зависти и Его последователями из-за страха, и при этом огромное количество слухов о них все равно распространилось".

Что же касается Абу-Бакра, то даже в суннитских источниках ссылок на его добродетели гораздо меньше, чем на добродетели Али. Главным рассказчиком и передатчиком хадисов о добродетелях Абу-Бакра была его дочь Айша, чье негативное отношение к Али зафиксировано во многих документах. Она старалась изо всех сил поддержать отца, даже путем фабрикации хадисов. Вторым был Абдаллах ибн Омар, который никогда не был близок к Али и отказался присягнуть Ему вопреки широкой народной поддержке, которую Тот получил, исходя из собственных политических амбиций. О добродетелях Абу-Бакра также рассказывали Амр ибн 'Ас, Абу Хурейра, Урва и Акрама, все они ненавидели Али и боролись с Ним с помощью заговоров и интриг, а также с помощью приписывания добродетелей Его врагам. Ахмед ибн Ханбал сказал: "У Али было много врагов, они изо всех сил старались найти какие-либо компрометирующие Его факты, но не могли этого сделать, и тогда они взяли человека, с которым Он боролся, и стали его восхвалять только из-за своей ненависти к Али".

Всем известно высказывание, приписываемое Пророку: "Если веру Абу-Бакра и веру Моей общины положить на разные чаши весов, то вера Абу-Бакра перевесит". Но если бы Мухаммед знал о таком высоком уровне веры Абу-Бакра, то Он не назначил бы предводителем войска Осаму и не отказался бы свидетельствовать за Абу-Бакра, когда он свидетельствовал за шахидов, павших при Ухуде. Пророк сказал Абу-Бакру, что он не знает, что тот собирается сделать после Его ухода, так что Абу-Бакр опечалился.

Али во главе халифата. Убийство Али

В годы правления первых трех халифов в исламском мире начался отход от истинной веры. В частности, чуть ли не забвению было предано чтение намаза - обязательной для правоверных ежедневной пятикратной молитвы. Все это время Али был отстранен от активной деятельности. Когда в 634 году в битве при Ямаме были убиты несколько чтецов и толкователей Корана, возникла идея собрать все аяты (коранические стихи) в одной книге. Эта необходимость диктовалась тем соображением, что в случае гибели остальных знатоков и толкователей Корана мусульмане могут навсегда лишиться священной книги. Али не привлекался к собиранию аятов, хотя Его компетентность в религиозных вопросах была общепризнанной. В конечном итоге, после четверти столетия правления трех первых халифов последний из них, Осман, был убит в своем дворце в результате народного бунта. Убийству предшествовали длительная осада дворца и ультиматум с требованием отречения от власти. В то время количество сторонников Али неизмеримо возросло. После выигранной битвы при Хурейбе они провозгласили зятя Пророка новым халифом. Таким образом, в 656 году духовное и политическое руководство перешло к Али, к тому времени Ему уже было за пятьдесят, это был невысокий, полный, очень смуглый человек с длинной белой бородой и большими глазами, отличавшийся, несмотря на полноту, необыкновенной физической силой.

В отличие от первых трех халифов избрание Али было делом поистине всенародным. С предложением о присяге к Нему обратились мединцы, египтяне, куфийцы, басрийцы. Однако, с первых же дней своего правления Али столкнулся с многочисленными трудностями. Против его правления подняли мятеж вначале Талха и Зубайр, а затем и бывший наместник Сирии Муавия.

Правление Али продолжалось всего лишь четыре года и пять месяцев. Он аннулировал большинство положений, ошибочно введенных Его предшественниками. В персидских источниках этот короткий исторический период назван революционным. Однако многие были недовольны возвратом к прошлому. Началась цепь гражданских войн под предлогом мести за смерть третьего халифа. К зачинщикам кровопролитных конфликтов иранские историки причисляют Аишу, одну из жен пророка Мухаммеда (кстати, вышедшую за Него замуж в неполные 9 лет), которая враждебно относилась к Али. По свидетельству современников, войны велись безжалостно, начались массовые убийства сторонников Али. Его враги не щадили даже беременных женщин, вспарывая им животы.

В 40-ом году Хиджры, в 662 году н.э. (по другим источникам 19 января 661 года), четвертый правитель халифата Али был убит во время совершения молитвы в мечети города Куфа. Он принял мученическую смерть от хариджитов - "отступников" (так в иранских источниках называют тех, кто во время решающих битв отрекся от Али, они ушли в Месопотамию, избрали нового предводителя, и получили название "хариджиты", что означает "отступившие, выступившие против"). Али был смертельно ранен вероотступником хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня покинул этот мир.

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, всю ночь бодрствовал. Он часто выходил из дома, всматривался в небо и говорил: "Клянусь Богом, Я не лгу и Мне не лгут. Это и есть та самая обещанная мне ночь". Он возвратился к Себе на ложе. Настал рассвет, Он одел жилет (изар), вышел из дома и сказал: "Скрепите грудь для встречи смерти. Она, конечно же, встретит вас. Не надо скорби перед смертью, когда та ступит в вашу долину". Когда Он шел по двору, гуси с гиканьем побежали Ему на встречу. Окружавшие начали отгонять их, однако Он сказал: "Оставьте их в покое, они оплакивают Мою смерть”. -- "Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин

Повелитель правоверных Али не спал всю ночь в утро, когда Его убили, и Он не пошел в мечеть для совершения ночной молитвы, как это Он обычно делал. Его дочь Умм Кульсум, да простит ее Бог, спросила Его: "Почему Ты не спишь?" "Меня убьют, если Я выйду утром", - ответил Он. Тогда Ибн аль-Наббах пришел к Нему и позвал Его на молитву. Он сделал несколько шагов, но вернулся. Умм Кульсум сказала Ему: "Пусть Джада помолится с народом." "Да, вели Джаде провести молитву с народом", - ответил Он. Но затем добавил: "Нет избавления от назначенного срока". Он вышел из дома и направился в мечеть. Там был человек, который провел всю ночь в ожидании своей жертвы. Однако перед рассветом рано утром похолодало, и он заснул. Повелитель правоверных ногой пошевелил его и сказал ему: "Молитва". Мужчина вспрянул и ударил Его. <...>
Когда Повелитель правоверных, да будет мир над Ним, умер, люди оплакивали Его. После завершения погребения, аль-Хасан, да будет мир над ним, созвал совет и повелел привести Ибн Мулджама. Его привели, и он стоял перед ним. "О божий враг", - сказал аль-Хасан, - "ты убил Повелителя правоверных, и ты увеличил грязь в религии". Затем он повелел обезглавить его. -- "Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин

После убийства Али политическое и духовное руководство над мусульманами перешло к старшему внуку Пророка Мухаммеда, сыну Фатима Аз-Захра и Али, Хасану Муджтабе. Но через некоторое время после жестокого убийства Хасана халифатом завладел Муавийя; он преобразовал его в наследственный институт омейядов. Следом пришли аббасиды, они наследовали халифат друг у друга, приходя к власти либо через назначение предшествующего правителя, либо захватив ее силой.

После смерти Али женщина по имени Сауда, дочь Аммара из племени Хамдан, пришла к Муавийе. Муавийя стал упрекать Сауду за то, что во время битвы Сеффейн она оказывала помощь армии Али. Затем он спросил у Сауды, зачем она пришла к нему, на что она ответила: "О, Муавийя! За отмену наших прав ты будешь спрошен. Ты отправляешь к нам своих наместников, которые подобно голодным волкам снимают с нас налоги, желая нам смерти. Вы послали к нам Басира ибн Артата, который убивает наш народ и расхищает народное имущество. Если бы мы не подчинялись тебе, мы бы имели величие и силу. Если ты не присмиришь своего наместника, то мы поднимем восстание". Муавийя удивился и сказал: "Ты угрожаешь мне своим племенем? Я отправлю тебя к тому же Басиру, чтобы он делал с тобой то, что его душе угодно!" Услышав слова Муавийи, Сауда замолчала, вспоминая о чем-то. Затем она прочитала стихотворение:

Приветствие Господнее Тому, с Которым справедливость погребенная осталась.
Тому, Кто был неотделим от истины Господней,
Тому, Кто был всегда правдив, Тому, Кто истине был неизменен,
Тому, в Ком истина и справедливость воедино!

Муавийя спросил: "О ком эти стихи?" В ответ Сауда сказала: "Это о Его светлости Али ибн Абу Талибе. Помню, как-то я пришла к Али с жалобой на одного из управляющих и застала его, готовящимся читать молитву. Но, увидев меня, Он не приступил к молитве, а с уважением спросил: 'Есть ли у тебя какие-то проблемы?' Я сказала: 'Да', затем я рассказала о несправедливости наместника. Услышав мои слова, Али опечалился, затем сказал: 'О, Господи! Будь же свидетелем того, что Я никогда не посылал человека, чтобы он причинял несправедливость'. Затем Он взял бумагу и написал письмо этому наместнику. 'Когда ты прочитаешь это письмо, сразу же собирай свои вещи. Я пошлю человека, который заменит тебя на этой должности'. Имам вручил это письмо мне. Клянусь Аллахом, я дала это письмо тому человеку, и он, прочитав его, сложил с себя полномочия, передав бразды наместника другому человеку".

Перейти на начало страницы