Женский аспект в Исламе

Женский аспект в Исламе

Хадис: Один человек пришел к Святому Пророку и спросил: "Кого я должен любить и уважать больше всего в своей жизни?" И Мухаммед сказал: "Мать". Человек спросил: "А кого потом?" И снова ответ был: "Мать". И в третий раз ответ был: "Мать", и только на четвертый раз было сказано: "Отца".

Хадис: Пророк сказал: "Рай находится у ног вашей Матери".

В первой суре Корана Аль-Фатиха, которая ежедневно прочитывается миллионами мусульман в своих молитвах, Бог (Аллах) называется как Al-Rahman - милосердный и сострадательный. Слово "Rahman" с арабского языка переводится как милосердие. Это женское качество, так что все мусульмане должны знать, что Бог может быть и как женщина, и как мужщина. Бог каждый день сравнивается с матерью и женщиной. В то время, когда мусульманство часто проявляет себя как авторитарное и жесткое учение, Коран, при детальном осмотре, содержит описания именно женских признаков Бога, таких как мягкость, заботливость, любовь, всеобщее сострадание, доброта.

Поистине, в Коране есть много материалов, являющиеся более правдоподобными, чем в западно-христианской традиции, отяжеленной влиянием женоненавистнической греческой мысли. В Исламе фундаментом является отсутствие рода (мужского или женского) у Бога. На арабском языке к Нему можно обратиться при помощи мужского местоимения, но Он нигде не описан как "отец" или как "лорд", как это принято, например, в Иудаизме и в Христиантсве. На самом деле, Бог в Исламе имеет качества, присущие явно женским. Один из его наиболее распространенных имен - Ар-Рахман (Милосердный) произошло от арабского слова "рахма", который в свою очередь произошло от слова "рахми", что означает "матка". В мистике Ислама божественность воспринимается и в женском проявлении в отличие, например, от мистики христианства. -- Газета "Гвардиан", суббота, 8 декабря 2001 года.

Согласно Корану, имена "Аллах" и "Рахим" - квази-эквивалентны: "Назовите Его Аллах или назовите Его Рахман; Ему принадлежат самые красивые имена". Это указывает на то, что имя "Рахман" имеет природу Шакти. Имя "Рахим" - Милосердный есть следствие слова "Рахмин" - Красивый; это может говорить о том, что Аллах - "Рахмин" по Своей Сути, и Он является "Рахим" по отношению к Своему созиданию. Обратите внимание на то, что в арабском языке слово "Рахми" означает "матка", и это подтверждает тот факт, "Рахман" - это проявление как Божественной Женственности, то есть Маха Шакти. -- penkatali.org

Мухаммед был отдельным ярким примером бесконечной способности божественного прощения: много раз он прощал врагам, которые совершали отвратительные злодеяния против него и его братьев. Религиозная нетерпимость, которая сегодня характеризует поведение многих мусульманских общин, противоречива с наследием терпимости, которая описана исламской традицией. Например, Коран ясно свидетелствует, что любой человек, кто живет жизнью святого, будет жить в Раю независимо от его веросповедания. Мухаммед открыто поддерживал и иудаизм (Авраам и Моисей глубоко почитаемы в Коране), и христианство (Мухаммед часто восхвалял Иисуса и Марию в том же Коране).

Я глубоко благодарна тому, что мои первые мысли о Боге были переплетены с Исламом, где я могла думать о Самой Высокой Силе, Которая не имеет пола, не имеет расы и, таким образом, совершенно непатриархальна. -- Сартаз Азиз, мусульманка

Удивительно, каково почтение в Коране Марии, матери Христа! Мухаммед (а также позже различные исламские теологические священные писания) оценивал Марию как наиболее величественную из всех женщин, являющейся примером чистой и святой жизни. Позже в комментариях к Корану Мария описывается как связующая сила между Аллахом и человечеством. Эта связующая сила характеризована милосердием Аллаха, прощением, мягкостью и смирением, что есть воплощение любви Аллаха к Своему созданию, к людям.

Когда Мухаммед отвоевал Мекку, он начал принимать меры уничтожения языческого влияния к Каабе, наиболее святому из мусульманских атрибутов. Он уничтожил множество фресок и изображений, которые он воспринял как негативное, но он оставил на стенах фреску Девственной Марии со Своим ребенком. В одном из Хадисов (пророческие высказывания Мухаммеда) свидетельствуется, что Мухаммед говорил: "Рай находится у ног вашей Матери".

Пик опыта Мухаммеда приходится на событие, именуемое как Мирадж, когда он был поднят через семь небес к Царству Всемогущего Бога, где он общался с Богом и получил Его божественное видение и инструкции. Он был направлен на бесповоротный курс в своей жизненной миссии на установление Ислама. Мухаммеда сопровождал архангел Гавриил (мужской аспект), но транспортным средством, на котором Мухаммед перемещался, была красивая Борак. Борак - это белая лошадь с крыльями и лицом женщины! Можно предположить, что та огромная сила, с помощью которой Мухаммед был поднят на уровень Высшего Сознания, являлась, в конечном счете, женской! Некоторые ученые говорят, что Борак - это исламский символ Кундалини, той силы, которую восточные йоги описывают как Божественная Мать.

Фатима - другая заметная женщина в исламской традиции. Мухаммед уважал Фатиму, как будто она была божественным проявлением, говоря: "Аллах Всемогущ; Он доволен, когда Фатима довольна. Он возмущен, когда Фатима возмущена!" Всякий раз, когда Фатима шла к дому Мухаммеда, он вставал из уважения к ней, предоставляя ей специальное место у себя в доме. Он расценил ее как истинную женщину, символ божественной женственности, давая ей многие святые имена, как то: Siddiqah - честная; Al-batool - чистая девственница; Al-mubarakah - благословляемая; Al-Tahirah - добродетельная; Al-zakiyah - целомудренная, незапятнанная; Al-radhiatul Mardhiah - она та, кто удовлетворена и кто должна быть удовлетворена; Al-muhaddathah - та, с кем общаются ангелы; Al-zahra - роскошная; Al-zahirah - сияющая.

Хадис: Аллах гневается гневом Фатимы и доволен её довольством!

Хадис: Его светлость Посланник Аллаха сказал: "Ангел по приказу Аллаха снизошёл ко мне и сообщил мне радостную весть о том, что Хасан и Хусейн будут предводителями юношей рая, а Фатима – госпожой всех женщин в раю".

Хадис: Посланник Аллаха сказал: "В Судный день раздастся призыв от престола Господнего: «Закрывайте ваши глаза, ибо будет проходить Фатима, дочь Мухаммеда".

Шииты очень уважают Фатиму, дочь Мухаммеда и мать, в особенности имамы, кто распространили божественную истину своим поколениям. Фатима сравнивается с Софией, божественной мудростью, которая олицетворяет все знание Бога. Она таким образом стала другим символическим эквивалентом Великой Матери.

Ислам суннитский также впитывал вдохновение от женщины. Философ Муид ибн Аль-Араби (1165-1240) увидел однажды молодую девочку в Мекке, освещенную светом и понял, что для него она была воплощением божественной Софии. Он верил, что женщины наиболее мощные олицетворение святости, потому что они вдохновляют любовь в людях, которая должна быть, в конечном счете, направлена к Богу, единственному истинному объекту Любви.

По большому счету, мусульманам показано в Коране, что люди могут чувствовать и говорить о Боге только в символах. Все в этом мире - проявление Бога; так что и женщины могут также быть олицетворением божественности. В то время как официальный Ислам не может представить роль женского Божественного, этот принцип был описан и подробно исследован в другой, тайной исламской традиции - Суфизм. Суфизм предполагает страстное, мистическое обожание Бога. Множество суфиев (как впрочем и другие мистики в других религиях) ищут духовный союз между собой и божественным принципом, мало чем отличающийся от союза, например, между ребенком (суфий) и его матерью (Бог), или невеста (суфий) и муж (Бог).

Суфийская поэзия превозглашает женские качества радости, любви, нежности и самопожертвования на пути к познанию истины, проявляемых от одухотворенного сердца. Перерождение существа неотвратимо связано с испытаниями физического существования, согласно суфиям. Они берут принцип божественной Любви и используют это, чтобы осуществить процесс преобразования от мирского человеческого к духовному.

Пред ликом земли нет никого более прекраснее, чем Ты.
Всюду, куда я иду, я несу Твой Образ в своем сердце.
Всякий раз, когда я в отчаянии, я помню Твой Образ
И мой Дух поднимается тысячью складками.
Твое Пришествие - это время Цветения Вселенной.
O Мать, Ты льешь на меня Свой Нектар Благословений,
Также помни обо мне в День Суда,
Я не знаю, буду ли я в Раю или в Аду,
Но везде, где я буду, пожалуйста, всегда будь во мне. -- Неизвестный суфий

В день Воскресенья и солнце, и луна выйдут из своих орбит.
И глаза мои станут созерцать их Источник,
Вот тогда произойдет различение всего по содеянному,
И караван пройдет мимо нашего дома.
Если мне когда-либо нужен будет теплый кров,
Мать, возьми меня и обними меня,
Я не хочу никакого крова; Мать моя согреет меня.
Я подобен Моисею, для кого прибежище в Матери. -- Джалал-Ад-Дин Руми

Фанатизм, который мы видим сейчас в современном исламе - это новый этап в этой религии. В своей ранней истории были более известны терпимость и уважение к другим религиям. Нетерпимость проявлялась и в средневековой Испании и в Египте, везде. Возможно только Буддизм способен конкурировать с терпимостью Ислама. Тот фундаментализм, который характеризует сейчас поведение многих современных мусульман, фактически, противоречит Корану.

Перейти на начало страницы