Двенадцатый Имам, Махди

Как же определить время Воскресения? Приходом двенадцатого Имама, Махди (Мехди). Махди - имя последнего из двенадцати Имамов. Первым Имамом был Али, зять Мухаммеда.

Махди не упоминается в Коране. Знания о нем почерпнуты из Сунны.

Махди в суннитском Исламе - это потомок Пророка Мухаммеда, который будет одним из лидеров мусульман накануне второго пришествия Исы (Иисуса). Он не несет мессианских задач. Он будет человеком своей эпохи. Единственный Мессия в Коране и Сунне - это Иса.

Совершенно другая картина представляется в шиитском учении. Здесь Махди это не только потомок Пророка, и сын своей эпохи, а "сокрытый" долгожданный двенадцатый имам. Он будет пребывать в "сокрытии" до часа назначенного Богом и из "сокрытия" руководить шиитами. А в назначенный час он придет на землю и установит царство справедливости и благоденствия на земле. Несмотря на то, что в шиитской эсхатологии тоже присутствует Иса, ему отводится второстепенная роль по сравнению с Махди. Фактически Махди подменяет собой функцию Исы и является у шиитов Мессией.

Шииты с нетерпением ожидают пришествия Махди и связывают с ним свое будущее. И в этом их большая разница с суннистскими мусульманами. Суннитский Ислам хотя и признает пришествие Мессии, но ему не присуща пропаганда его скорейшего пришествия. Все события связанные с Мессией Исой произойдут по воле Бога только тогда, когда он этого пожелает. А мусульмане, до пришествия Исы, и после него, должны жить так, как им приказал Аллах. Т.е. суннитский Ислам относится ко второму пришествию Мессии Исы лишь как к эпизоду в истории мира. Но шиитские представления о Махди очень похожи на иудейские и христианские, которые связывают свое будущее только с пришествием Мессии.

Возвращение Махди составляет наиболее частую пророческую тему Имамов. Аль-Култани и Аль-Ну'мани посвятили целую главу, также Ибн Бабин приводит в 13-й главе предсказания Пророка, Фатимы и 11-ти Имамов о личности Двенадцатого Имама. Незаметное присутствие Махди полностью преобладает в религиозной теме Имамов во время периода его исчезновения, вплоть до возвращения ожидаемого Спасителя.

В момент рождения свет пронзит вершину головы младенца и достигнет глубин неба… Этот ребёнок - Махди, тот, кто наполнит землю равенством и законностью, как она сейчас заполнена притеснением и беззаконием.
Имам говорит: "что же касается пользы от Моего присутствия (литературно: выгоды от Меня) во время Моего исчезновения, то это подобно пользе, что мы получаем от солнца, когда оно сокрыто от глаз облаками." -- Ибн Бабин

Универсальное знамение возвращения Махди (Того, кто ведет), заключается в глобальном вторжении на землю Зла, победы сил Зла над силами Добра, что в то же время требует проявления последнего и окончательного Спасителя. Если это не случится, результатом будет полностью поглощённое темнотой человечество.

Коран 20.108: В тот день пойдут они за призывающим, в котором нет кривизны, и стихнут голоса пред Милостивым, и услышишь ты только шорох.

В этом аяте под "шорохом" понимается состояние тишины, состояние покоя, медитации, Единения со Всевышним. "Призывающий" - Махди, Тот, Кто призовет праведников, чтобы установить царство справедливости и благоденствия.

Здесь мы находим выдержки из восхвалений Али Б. Аби Тали, описывающего различные компоненты "Знака" возвращения Махди. Они проявляется в следующем:

Люди будут пренебрегать молитвами и божественностью, дарованной им, легализовывать неправду, практиковать ростовщичество, принимать взятки, строить огромные здания, продавать религию, для покорения этого низкого мира, нанимать идиотов, общаться с женщинами, разрушая семейные связи, повиноваться страсти, и рассматривать незначительными клятвы.
Великодушие будет считаться слабостью, а беззаконие прославляться. Принцы будут развращены, а министры станут угнетателями, интеллектуалы будут предателями, а чтецы Корана порочными и злыми. Лже-свидетельства будут преподносится открыто, а аморальность провозгласится в полный голос. Обещаный мир будет клеветническим, греховным и преувеличенным.
Священные книги будут закодированы, мечети замаскированы, минареты вытянуты.
Криминал будет прославляться, рамки битв будут заужены, сердца будут в разногласии, договора расторгнутыми.
Женщины, жадные до богатств этого низкого мира, будут вовлекаться в бизнес своих мужей, порочный голос человека будет громким, и его будут слушать. Наиболее подлые из людей будут становится лидерами, распутникам будут верить из-за страха Зла, причиной которого они будут являться, лжецов будут считать правдивцами, а изменников - достойными доверия.
Они станут прибегать к певцам и музыкальным инструментам, …и женщины оседлают лошадей, они будут походить на мужчин, а мужчины станут похожими на женщин. Люди предпочтут деяния этого низкого мира делам Высочайшего и будут скрывать под шкурами ягнят сердца волков. -- Камаль

Куа'им (Махди) придёт восстановить утраченное чувство святости. Прежде всего он возродит Ислам в его изначальной чистоте и интеграции. -- Аль Му'мани, избр. пр., стр. 333-59, "Куа'им"

Он будет делать тоже, что и Пророк, разрушая, как разрушал Он, ритуалы периода невежества. Он вновь будет устанавливать Ислам. Наш Куа'им отремонтирует Мечети и реконструирует свою Мекку. Куа'им принесёт новый Порядок, новую Книгу, новое Законодательство и новую Традицию. (Йакуму И-ка им би-амрин джадит ва китабин джахид ва Куадаим джадид ва суннатус джадида)
Другие религии, также брошенные и искаженные, будут восстановлены в своей оригинальной Истине и Чистоте силой Махди. -- Ибн Бабин, 129, 1/161; Ибн-Айяш Мугтад-аб 18159

Он извлекёт Тору и другие Божественные книги из пещер , и будет судить среди верующих Торы согласно Торе, среди верующих Евангелия согласно Аль-Забуру, среди верующих Корана, согласно Корану. Это универсальное посвящение Имамом всех людей в секреты возникновения и начала их собственных религий, и это знание без сомнений, хорошо описывается термином "Махди" ("ведущий"), названным так, потому что Он тот, кто будет вести (яхди) нас в тайны учения. -- Аль-Ну'мани, изб.пр., стр.342

Таким образом, ожидаемый Имам (Аль-Мунтазар) Махди, Куа'им подготовит землю к Последнему Суду и Воскрешению. Битва Куа'има будет отмечать окончательную победу "верующих последователей" против их "врагов" , и вселенское и окончательное установление "религии" Имамов.

Имам Джа'фар , рассказывая о своем видении о пришествии Махди, говорит, что в один момент "9000 ангелов спустятся с неба, и затем ещё 313 ангелов, из тех, кто сопровождал Ноя в ковчеге, Авраама, когда тот был сброшен в огонь, Моисея, когда воды моря расступились перед ним; кто были с Иисусом, когда тот был вознесен Богом, чтоб быть с ним ." Число сопровождающих Куа'имa-Махди (Ашаб Аль-Куа'им) "человека искренности" (ахль-икхлас) "искренных последователей" (аль-кхуллан), такое же, как количество воинов Бадра - 313. Каждый из этих 313-ти сопровождающих несёт меч, на котором написаны "тысяча слов, каждое из которых даёт доступ к ещё тысяче других". К моменту Пришествия эти 313 человек будут рассеяны в различных частях мира.

Коран говорит: "Превосходите самих себя в делании добрых дел, где бы вы не были, Бог соберёт вас всех вместе."

Пятый Имам говорит: "добрые дела (аль-кайрат) - верная любовь Имама (аль-валая)", "где бы вы не находились, Бог соберёт вас всех вместе," описывая сопровождающих Куа'има, "313, которые будут собраны в одночасье вместе, также как облака стремительно несутся вместе осенью" -- Аль-Калайни, Аль-Равда/2,45

Некоторые из них будут двигаться с облаками. Их имена, так же, как имена их отцов, их качества (хилья) и их предки (насаб), известны нам. -- Аль-Ну'мани, 20, стр. 445, Ибн-Бабин, 58, № 24, 2/672

Все, или некоторые из них, (согласно различным традициям) будут посланы в различные места на земле, где они будут править всем, даже птицы и дикие животные будут подчинены им. Всем верующим, присоединившимся к отрядам Махди, будут дарованы специальные чудесные силы, самая особенная из которых - соединение чувств с Имамом.

Во времена пришествия нашего Куа'има, - говорит Джа'фар, - Бог, да будет он восхвалён и прославлен, разовьёт слух и зрение своих верующих в такой манере, что без присутствия посланника между Куа'имом и ими Он будет говорить, а они будут слышать и смогут видеть его без покидания Им места, где Он находится" -- Аль-кулайни, аль-Равда, 2/49

Для решений, с которыми будут трудности для их принятия, они будут получать инструкции и направление от Имама, который будет писать на ладонях их рук. Им нужно будет только смотреть, и затем выполнять предписания, -- Аль-Ну'мани, изб. пр., 214

Аллах говорит: "О Мухаммед, они - Мои друзья, Мой чистый выбор, Моё свидетельство после тебя для человечества. Они твои посланники и лучшие из Моих творений после тебя. В Своей Славе и Своём Величии, Я буду проявлять через них Мою религию, и Моё Слово. А с последним из них, Махди, Я сделаю землю чистой от моих врагов. Я дарую Его силам ветер и буду принижать для Него упрямые облака. Я буду помогать Ему с Моей Армией, и поддержу его Моими Ангелами, до тех пор, пока Он не поднимет Моё Имя и творения, не сознающие Моей Исключительности, и затем Я продлю Его царство, и Я буду обеспечивать успехами Моих друзей всё время вплоть до Дня Воскресения." -- Из хадисов

[Имам Махди - это] Имам, который создаст мировой порядок, он заставит правящие нации заплатить за преступления против общества. Он принесет благо человечеству. Он найдет сокрытое богатство земли и распределит его справедливо среди нуждающихся. Он научит скромному проживанию и тонкому размышлению. Он заставит понять, что достоинство - это внутреннее состояние, которое находится посередине между двумя крайностями, и которое основано на равенстве и справедливости. Он восстановит учение Святого Корана и традиции Святого Пророка после того, как мир проигнорирет их...
Он защитит науку и высшее знание и будет их использовать. Контроль его над этим будет полным. Он будет ценить высшее знание и всегда с почитанием его будет использовать. Его ум будет свободен от желания нанести вред человечеству. Высшее знание при нем будет подобно некой собственности, которую в прошлом неправильно использовали, но на которое сейчас он дает разрешение использовать повторно и правильно.
В самом начале он будет подобен бедному бесславному незнакомцу. А Ислам будет в безнадежном и беспомощном состоянии подобно истощенному верблюду с поникшей головой и с вяло качающимся хвостом. Но затем он установит Царство Бога во всем мире. Он преподаст всем доказательство милосердия Бога - Его Желания дать человеку Знание о правильной жизни. -- Хаддис от Абу Давуда, Наджул Балага, Khutba 141, 187 (шиитский Ислам)

Корреспондент Мадани: "Я помню, что читал как-то одну книгу, где автор выражал такой тезис, что Махдиизм и Богом предопределяемый Мессия - идеи, которые берут начало еще от иудеев и от предисламских иранцев, которые потом уже распространились и среди мусульман. Иранцы, например, полагали, что человек по имени Саошинт, являющийся потомком Зороастра, однажды появится и уничтожит Ашриман - силу темноты, и, таким образом, очистит землю от всякого зла. Что касается иудеев (евреев), то они были изгнаны из своей родины и порабощены ассирийцами и египтянами. Один из их пророков предсказал, что в будущем придет Мессия, поможет иудеям и вернет им обещанную их землю. Так как зарождение подобной идеи о будущем спасителе и освободителе было найдено в Иране и среди евреев, то мы можем предположить, что оно ассимилировалось в мусульманство по этим каналам, а, следовательно, не может быть ничем иным, кроме как легендой."
Господин Хошиар: "Я соглашусь с тем, что эта идея получило распространение также среди других народов и религиозных общин. Однако, только лишь его распространенность среди других общин не позволяет нам делать вывод, что это легенда! Неужели для исламских доктрин и убеждений необходимым условием их достоверности должно быть разногласие с другими или ранними религиями? Любой желающий искренне исследовать какую-либо традицию для собственного осознания должен начать прежде всего с исследования его первоисточников, чтобы оценить достоверность веры. Не имеет смысла браться за исследование источников тех традиций, которые существовали прежде, и затем утверждать о суеверии настоящей веры! Можно ли сказать о том, что если со времен древних иранцев, которые верили в Яздан, в Бога, и почитали честность и хорошее поведение, то сама идея поклонения Богу и почитание хороших моральных устоев является легендой? Конечно, нет. Следовательно, только потому что другие народы также ожидают пришествие освободителя или Махди, это не опровергает веру мусульман; а даже при этом способствует доказательству правдивости веры."
"...После знакомств с Кораном и хаддисами можно сказать, что во время правления Махди власть будет отобрана у немонотеистичных и материалистичных неверующих, и власть будет отдана в руки мусульман и других достойных мира сего. Oн - тoт, ктo пocлaл Cвoeгo пocлaнникa c pyкoвoдcтвoм и истинной peлигиeй, чтoбы явить ee пpeвышe вcякoй peлигии, xoтя бы и нeнaвиcтнo былo этo мнoгoбoжникaм. (61:9)
...Подобные аяты Корана предоставляют хорошие новости о будущем, когда власть будет принадлежать достойным мусульманам, и религия Ислам ("покорность Воле Бога") затемнит все остальные религии. Традиционные источники говорят о периоде правления Махди и уверяют последователей, что силы зла и лицемерия будут стерты с лица земли. Всюду будут истинные верующие в Единство Бога. Пророк (да будет мир над Ним) сказал: "Через Него Бог восстановит Свою религию и вернет ей свою прошлую славу. Бог также обеспечит Его победой, и так на земле не останется ни одного человека, кроме тех, кто проповедуют Единство Бога (таухид)." -- al-islam.org

Перейти на начало страницы