Ислам

Наша религия - это Коран. Наши законы, наша практика и все, в чем мы нуждаемся, находится в Коране. И в дополнение к Словам Бога, мы собрали исторические книги (хадисы и т.п.), чтобы изучить историю Ислама и узнать о значимых личностях в истории нашей религии. Мы должны искоренить духовенство, фанатиков и фундаментализм, и мы должны вернуться к изучению Корана.
Вчера вечером, в мечети, наш "мулла" говорил об Адаме, Еве и Аврааме. Его проповедь даже противоречила Корану! Мне было стыдно оттого, что этот человек, получивший специальное религиозное образование, говорит так о Коране. В Коране конкретно описаны чудеса, там содержатся научные знания и верные описания исторических событий. Но этот человек говорил, что: "...земля держится на 40000 рогах гигантского быка..." и "...Адам был создан 5000 лет назад... ".
Это глубоко травмирует меня в сердце, и мне очень грустно, что в сегодняшнем Исламе много таких, подобных этому человеку. Мы должны вернуться к Ибн Рашиту, Али Сину, Абу Х. Газали. Мы должны вернуться к Исламу Пророка Мухаммеда, а не к Исламу таких необразованных духовных сановников! Мы должны вернуться и искать убежища в Коране и в Боге, а не в извращенных хадисах и сказках.
Сегодняшние мусульмане угнетают своих женщин (все мы знаем, что это так!), они заставляют своих детей поступать в фанатические медресе, они забыли Коран и, вместо этого, следуют за извращенными хадисами. Неудивительно, что сегодня исламский мир настолько беден и неразвит. Когда-то мы были на вершине человеческих цивилизаций и науки; сегодня мы заложники супердержав, таких как США или Евросоюз. Почему? Потому что мы не следуем за законами Бога и лишь волочимся за своими собственными искусственными догмами.
Я призываю всех мусульман отбросить ортодоксальность своей веры и принять чистое знание! Аллах вечен, и Его книга - это Коран. Но Коран все время нуждается в новых своих интерпретациях, чтобы вписаться в современные условия. Сегодня уже не те времена, которые были 1400 лет назад! Жизнь Мухаммеда была представлена для примитивных арабов того времени, она служит примером для тех, кто поклонялись золотым статуям! Законы Мухаммеда свободны и освобождают всех угнетенных! -- анонимно, Афганистан

Ислам ("предание себя Богу", "покорность") - вторая по распространенности в нашей стране мировая религия и самая "молодая" из них. Зарождение ее относится к VII веку, к жизнедеятельности Мухаммеда (ок. 570-632 гг.), вначале - караванного торговца из рода хашим племенной группы курайш, родом из Мекки, затем - основателя новой религии и первой мусульманской общины.

Ислам ниспосылался через откровения длинной череде пророков, вдохновленных Богом. Среди них - Ибрахим (Авраам), Великий Праотец арабов, через его первого сына Исмаила (Ишмаэль), Муса (Моисей), которому была ниспослана Тора (Таура), Дауд (Давид), передавший послание - Псалмы (Забур) и Иса (Иисус), доставивший Евангелие (Инжил). Но еще одно откровение, полное и завершенное, было ниспослано через Мухаммеда, воплотившееся в Коране.

В Исламе существует большое число течений. В настоящее время наиболее многочисленное из течений, отличное от основного ортодоксального русла, т.е. сунизма - это шиизм. В середине VIII века в процессе борьбы различных группировок за власть в халифате произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов.

Шииты (от слова "шиа" - фракция, партия, приверженец) являлись сторонниками Али, двоюродного брата и одновременно зятя Пророка. Политическим лозунгом их борьбы было предоставление трона халифов вначале Али, а после смерти - Его потомкам. По мере того, как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения склонялись в пользу идей, благоприятных для утвердившейся власти Омейядов (соперников Али и его потомков). Шииты не могли с этим мириться и враждебно относились к Сунне (предания о жизни Пророка со слов Его последователей). Они сформировали собственное священное предание - Ахбар. Разумеется, не следует противопоставлять эти два свода священного предания, но все же название основного направления в Исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны.

Зарождение

В V-VI вв. рождался новый мир Аравии. Складывались государства нового типа, построенные на динамическом соотношении оседлых и кочевников - возникали новые союзы кочевников и жителей городов. В это же время распространялись и находили себе новых приверженцев учения иудеев и христиан. Появились люди (ханифы), отрицавшие многобожие и поклонение идолам, но не причислявшие себя ни к иудеям, ни к христианам.

Мухаммед был знаком с учением ханифов (а также с основами иудаизма и христианства). Любивший одиночество, склонный к благочестивым размышлениям, к поэзии, Он часто удалялся в соседние с Меккой горы. Когда Мухаммеду было около сорока лет, во время одного из периода уединения Ему стали являться видения, а затем речения извне, позднее записанные с Его слов (сам Он в то время был неграмотным) и составившие священную книгу мусульман - Коран. Первоначально Он испугался происходящего с Ним, но затем уверовал, что избран посланником, пророком, дабы нести людям слово Бога. Его страстная проповедь была встречена в Мекке насмешками. Мекканская верхушка начала преследовать Мухаммеда и Его немногочисленных в то время сторонников. Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. В 620 г. Он вступил в тайное соглашение с жителями города Йасриба - крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Меккансие мусульмане стали переселяться туда. В сентябре 622 г. в Йасриб прибыл Мухаммед. С первого месяца этого года мусульмане стали впоследствии отсчитывать годы новой эры по Хиджре.

Тем временем мусульманская община быстро росла. Ислам находил сторонников среди торговцев-кочевников различных племен. В 630 г. Мухаммед во главе большого войска вошел в Мекку и совершил поклонение Каабе. Храм был очищен от идолов, наступила эпоха стремительного распространения Ислама, сначала в Аравии, а затем и в остальном мире. Уже в VII веке возникло мощное централизованное исламское государство - калифат, во главе с Калифами ("первыми"), духовными и светскими лидерами, ведущими свою родословную от Мухаммеда.

Условия и среда зарождения Ислама

Совершенно очевидно, что современный Ислам радикальным образом отличается от Ислама, который принес Мухаммед. Это можно понять: в то время не было видеокамер и магнитофонов, чтобы зафиксировать все слова Пророка, читать умели немногие, поэтому сейчас нет никакой гарантии, что исторические источники верны на 100%. Ислам разбился на множество течений, некоторые из которых даже игнорируют основные положения Ислама. Однако, отметим, что наверняка учение Пророка передано довольно точно, иначе не обладало бы оно такой притягательной силой.

Как известно, Пророк не умел ни писать, ни читать. Коран в то время учили наизусть, иногда записывали. Первое собрание сур Корана было сделано через несколько лет после смерти Пророка. К тому времени, во-первых, некоторая часть могла забыться. А во-вторых, кто-то мог намеренно мог исказить текст.

Например, когда позднее халифом был выбран Омар, он поклялся, что из уст самого Мухаммеда слышал откровение Аллаха, повелевающего побивать прелюбодеев и прелюбодеек камнями, и помнил это место из Корана наизусть. В списках Корана такого откровения не нашли - напротив, там говорилось не о смертной казни за подобное преступление, а о ста ударах палками. Один из самых полных списков Корана хранился в сундуке Хафсы, жены Пророка и дочери Омара, - в нем тоже не нашли повеления побивать камнями. И все-таки Омар настоял на своем - было решено считать, что коранический текст, о котором он говорил, существовал, но его съели мыши.

Вообще, ссоры между последователями Мухаммеда начались сразу же после Его смерти. Обсуждался вопрос, кто станет руководителем мусульман. В то время как известен следующий случай из жизни Пророка:

" Бог повелел мне призвать вас на истинный путь", - закончил Мухаммед, по свидетельству преданий, свое обращение к хашимитам. - "Кто же из вас последует за мной, кто станет моим братом, моим душеприказчиком и моим наследником?" Хашимиты ответили на призыв Мухаммеда полным молчанием, никто из них не захотел связать свою судьбу с судьбой начатого им религиозного движения. Тогда вперед выступил Али, самый младший среди присутствовавших, и, по его собственным словам, пылко воскликнул: "О, пророк Бога! Я буду твоим помощником!" Мухаммед обнял его и, обращаясь к собравшимся, сказал: "Вот мой брат, мой душеприказчик и мой наследник! Слушайтесь его и повинуйтесь ему!" -- "Жизнь Мухаммеда", Панова, Вахтин

Случилось так, что главой общины мусульман стал некий Абу-Бакр, про которого дошло очень много историй. Среди них, например, следующая (хадис от Айши, жены Пророка):

Однажды ко мне зашел посланник Аллаха. В это время у меня сидели две девочки и пели песни и били в бубен, это был день Биаса, и пророк прошел в дом, лег и отвернулся. Через некоторое время зашел Абу Бакр, и увидев этих девочек начал ругать меня и сказал: "Свирели шайтана у посланника Аллаха?!" (повторив два раза), тогда посланник Аллаха повернулся к нему и сказал: "Оставь их, Абу Бакр, ведь у каждого народа есть свой праздник, а это (т.е. день Биаса) наш праздник". Хадис от Айши, жены Пророка

Именно Абу-Бакр и Омар стали руководить мусульманами, постаравшись нейтрализовать Али, которого и выбрал Мухаммед в качестве своего приемника. Про Абу-Бакра существует множество историй, в которых Пророк якобы превозносит его, говоря, что солнце никогда не видело людей, равных Абу-Бакру в вере. Абу-Бакр - совесть Ислама, так его называли. Что ж, в некоторой степени современный Ислам продолжает дело Абу-Бакра с Омаром - талибы в Афганистане первым делом отменили праздники, вторым - стали побивать женщин камнями. Могилы Абу-Бакра и Омара находились рядом с могилой Пророка, что противоречило желанию Его жен, а сами они до сих пор уважаются мусульманами, их с некоторой натяжкой можно сравнить с Петром и Павлом - они ведь тоже почитаются скорее не за соответствие своих поступков поступкам Иисуса, а за то, что смогли организовать религию, растолковать что к чему язычникам. Если Петр и Павел могли изменять Библию по своему усмотрению (это подтверждено множеством исследований), то кто может утверждать, что на это не способны последователи Мухаммеда?!

Вот истории, которые показывают нам, что люди, которые жили в те времена, вовсе не были образцом нравственности и порядочности.

И вот перед Мухаммедом стоит Абдаллах ибн Саад - бывший секретарь Его, отрекшийся от веры, бежавший из Медины в Мекку, чтобы порочить Мухаммеда рассказами о своем участии в "сочинении" Корана. За негодяя, повинного в исправлении священных текстов Корана и изгнанного из Медины, просит его младший брат, зять Мухаммеда, это он добился, чтобы Пророк выслушал оправдания Саада и решил его участь. Молча слушает Мухаммед эти "оправдания" - благоразумный Саад все осознал, раскаяние гнетет его, пылко клянется он быть верным до конца. Молчит Мухаммед. Никто так не обманул Его, как Саад, никто не нанес Ему такого болезненного удара. Все доводы и клятвы исчерпал Саад - молчит Мухаммед, сурово Его лицо, не хочет Он смотреть на Саада. "Уходи", - после долгого и жуткого молчания тихо говорит Мухаммед. Саад помилован. "Я - Пророк, я не мог не простить его. Почему никто из вас не отрубил мерзавцу голову, ведь Я долго молчал?" - с упреком спрашивает Он своих соратников. -- "Жизнь Мухаммеда", Панова, Вахтин

Кого хотел видеть Мухаммед главой верующих после Себя? Никто не спрашивал Его об этом, а Он молчал. Он знал, что ничего не может сделать: верующие не подчинятся Его выбору, они будут решать этот вопрос сами. Хуже того, если избранный Мухаммедом не получит власти, его убьют. Никто не рискнет оставить в живых человека, которого Сам Пророк считал своим достойным преемником... Мухаммед молчал, но все-таки Его боялись. Боялись Его последней воли, необдуманного слова, ненужного откровения. Он бредил и впадал в забытье, временами теряя способность говорить. Один раз, когда сознание вернулось к Нему, Он попросил принести принадлежности для письма - что-то хотел продиктовать. Никто не ответил Ему, никто не пошевелился. Все. Конец. Больше Он ни о чем их не просил. -- "Жизнь Мухаммеда", Панова, Вахтин

Первоисточники

Ислам основывается на главных книгах - "первоисточниках": священное писание "Коран" и предания о жизни Пророка "Сунна". Коран - это речь Аллаха, обращенная к пророку Мухаммеду, а через него к людям. "Коран" в переводе с арабского означает "чтение". В мусульманском мире Коран нередко издается под другими названиями, например - "Аль-китаб" или "Аль-Мукаддас" - "Священная Книга".

Коран был представлен на арабском языке, но Бог обещал быть его руководством (55:1-2) и быть Тем, Кто объяснит суть его (75:19). Бог сказал нам (41:44), что язык не является критерием. И только искренние люди способны понять Коран независимо от языка, в то время как неискренние или неспособные поклоняться Ему как Единому, не смогут понять Коран, даже если они говорят, читают и пишут на арабском языке (56:79). -- Доктор философии Рашад Халифа

В истинном значении этого слова Коран является учителем для миллионов мусульман, как арабской, так и других национальностей. Он определяет их повседневную жизнь, обеспечивает уникальной правовой системой и дает вдохновение направляющими началами и принципами. Написанное возвышенным и величественным языком, священное писание не только приводит людей в восторг и заставляет их плакать - на протяжении четырнадцати столетий оно освещает жизнь мусульман ярким светом послания, в котором утверждается единство Бога, праведный образ жизни, человеческое достоинство, общественная справедливость и личная ответственность каждого.

Текст Корана провозглашался Пророком Мухаммедом последователям по мере того, как ниспосылались откровения. Первые стихи открылись ему приблизительно в 610 году, а последнее откровение датируется 632 г. - последним годом Его жизни. Вначале Его последователи запоминали Коран наизусть, а затем по наставлению Мухаммеда стали записывать. Работа над полным содержанием Корана, расстановкой его стихов и классификацией глав берет свое начало уже после жизни Пророка. Мухаммед говорил по-арабски, и записи были сделаны именно на этом языке. Коран - это поэзия, поэзию перевести адекватно очень сложно, особенно, когда ее автор безупречен, поэтому при переводе многое теряется.

Священный Коран отличается от Библии как по форме, так и по содержанию. Вместо точного исторического повествования, присутствующего в Евангелии и исторических книгах Старого Завета, Коран в символическом и иносказательном стиле затрагивает духовные и материальные темы в той же степени, что и исторические. Коран делится на 114 сур, или глав. Традиционно суры подразделяются на две большие категории: те, что открылись Пророку в Мекке, и те, что открылись в Медине. Мекканские суры - те, что были ниспосланы Мухаммеду в начале Его миссии. Они, как правило, имеют небольшое число стихов; яркими и смелыми образами в них утверждается единство Бога, необходимость веры, наказание для тех, кто собьется с пути истинного, и Суд Божий, когда все дела и верования человека будут оцениваться по их достоинству. Мединские суры более длинны по своему размеру. В них в подробностях рассматриваются конкретные правовые, социальные и политические ситуации. Временами их правильное понимание доступно лишь при условии полного знания всех тех обстоятельств, что предшествовали откровению. Все суры поделены на аяты, или стихи. По своему размеру суры сильно отличаются друг от друга. За некоторыми исключениями суры расположены в Коране в зависимости от их размера: вначале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающим количеством стихов.

Коран 38.87-88: Этo нaпoминaниe для миpoв, И yзнaeтe вы вecть o нeм пocлe нeкoeгo вpeмeни!

infinitelight.org: "Нет никаких источников, никаких свидетельств, которые бы указывали, что Посланник Мухаммед был предначен только для арабов или только для тех, кто жил во время его жизни. Как раз наоборот, все доступные нам источники и свидетельства подтверждают, что Его миссия Посланника предначена для всех людей и для всех времен. И Его собственная жизнь, во время которой Он стремился распространить Ислам по всему миру, уверяет нас, что это именно так.
Посланник Мухаммед завещал своим последователям, чтобы они распространяли Ислам по всему миру; его цель заключалась в уничтожении препятствий, которые мешают людям быть счастливыми в этом мире и в следующем мире, и мешают им (как жемчужинам мироздания, которые всегда имеют возможность пасть до нижайшего уровня) избежать пропасти ада, и получении им, вместо этого, возможности восстановить свою чистоту, которую они потеряли, ту чистоту, с которой они были рождены. Как последний Посланник Бога, находящийся всегда под Его Руководством, он боролся за людей прежде, чем это стало слишком поздно для них, чтобы принести свет Ислама настолько, насколько возможно, чтобы все другие могли бы услышать Божественное Сообщение. Конечно, он преуспел в универсальности Своей миссии."

Чтение Корана, таким образом, есть восприятие того, о чем Аллах, наш Создатель, (2:29, 2:117, 6:73 - здесь и далее ссылки в Коране) взывает ко всему человечеству. Он сообщает нам, что Он ниспослал Коран нам для руководства Им над всеми нациями и людьми. Коран - это Универсальное и Уникальное Божественная Весть для всего человечества. Аллах, Создатель (6:102, 42:11), Бог на небесах и на земле (43:84), ниспосылает Коран как Свою Книгу (42:17). Коран является самой красивой вестью, ниспосланной в виде Книги, представленной Аллахом (39:23). Это, как минимум, Весть ко всем людям (12:104), Весть ко всем мирам (81:27). Это единственная Книга, доступная всему человечеству, которая сохранилась чистой. Сам Аллах подчеркивает, что Коран возвеличен в своем достоинстве, сохранен чистым и святым (80:14). Он описывает Его как наиболее добродетельную Книгу, Которую никто не должен касаться, кроме чистых людей (56:77-79). Он постановляет, что Она будет Книгой возвеличенной (41:41), мудрой (31:2), великолепной (85:21), ниспосланной на арабском языке для человечества, чтобы постичь мудрость (12:1-2). Это Книга, полная Мудрости (36:2), потому что в Ней заключена Истина нашего Создателя (22:54). Она полна знания и мудрости (22:52). Это Книга для богобоязненных (2:2). Это Книга служит руководством и Благой вестью для верующих (27:1-2).

Кроме того, необходимо понять, что и Кияма произойдет для всего человечества. Традиции немусульман, представляющие собой 80 % населения, часто несвязаны с этой ключевой темой Ислама. Но прошло уже четырнадцать столетий со времен Мухаммеда, на пороге перехода к высококоммуникабельному социуму появились возможности всеобщей компетентности в Намерении Аллаха и в том, что Аллах имеет равное Намерение для всего человечества.

al-islam.org: "Другой момент, который необходимо определить с помощью текста Корана, это кому он адресован. Закономерен вопрос: какая потребность в руководстве для тех, кто уже руководствуются, уже набожны и справедливы? Кроме того, мы можем прочесть о том, как Коран описывает себя:
Этo - тoлькo нaпoминaниe для миpoв, И yзнaeтe вы вecть o нeм пocлe нeкoeгo вpeмeни! (Коран 38.87-88)
Далее, возникает вопрос: эта книга предназначена для всех людей в мире, или она только для верующих? В другом аяте, адресованном к Пророку, Бог Всемогущий, говорит:
Mы пocлaли тeбя тoлькo кaк милocть для миpoв. (Коран 21.107)
Обсуждая исторический аспект Корана можно было бы провести более детальное выяснение этого вопроса, но достаточно упомянуть то, что, по большому счету, Коран адресован всем людям мира. Он не выделяет какую-нибудь определенную нацию или страну. Каждый, кто отвечает обращению Корана, уже может получить духовное спасение. Однако, аяты, упоминаемые Кораном как Книгой руководства, обращенные к верующим и богобоязненным (му'минун и муттакун), просто открыто разделяют людей на тех, кто будут послушны, и на тех, кто отвернутся от этого. Коран никогда не выделяет никакую определенную нацию или народность, которые являлись бы его приверженцами. Он не стоит на стороне определенно выбранных людей."

Знание обстоятельств каждого откровения представлялось очень важным для правильного его толкования, поэтому еще в самом начале истории Ислама община пришла к заключению о необходимости сбора как можно большего числа хадисов, или преданий о жизни, делах и высказываниях Пророка с тем, чтобы стало возможным правильное понимание Корана. Эти материалы стали основой того, что впоследствии назвали Сунной Пророка. Вместе с Кораном Сунна, воплотившая в себе каноническое собрание хадисов, составила основу Шариата, священного закона Ислама. Слово "Сунна" означает "путь", "образец".

Источники ошибок, указанные Кораном

Среди различных источников ошибок, упомянутых Кораном, одна из самых распространенных - это преследование догадок и гипотез. В аятах, адресованных Пророку, Аллах говорит:

Коран 6.116: И ecли ты пocлyшaeшьcя бoльшинcтвa тex, ктo нa зeмлe, oни cвeдyт тeбя c пyти Aллaxa. Oни cлeдyют тoлькo зa пpeдпoлoжeниeм, и oни тoлькo лoжнo измышляют!

Коран 17.36: И нe cлeдyй зa тeм, o чeм y тeбя нeт знaния...

Второй источник ошибок возникает из-за определенных социальных склонностей. Большинство людей легко принимают на веру то, что является сложившимся в их обществе. Они просто принимают на веру по той причине, что их предшествующие поколения верили в это. Коран убеждает людей не следовать вслепую за верой и традициями своих предков, не отклоняться от разумного вероисповедания. В принятии любой идеи или принципа людям необходимо использовать свой интеллект и жизненный опыт, а не опускаться до слепой имитации.

Коран 2.170: И кoгдa cкaжyт им: "Cлeдyйтe зa тeм, чтo ниcпocлaл Aллax!" - oни гoвopят: "Heт, мы пocлeдyeм зa тeм, нa чeм зacтaли нaшиx oтцoв". A ecли бы иx oтцы ничeгo нe пoнимaли и нe шли бы пpямым пyтeм?

Коран 13.11: ...Пoиcтинe, Aллax нe мeняeт тoгo, чтo c людьми, пoкa oни caми нe пepeмeнят тoгo, чтo c ними...

Коран уверяет, чтобы мы решали вопросы оружием логики и интеллекта. Нельзя оставлять веру из страха стать предметом насмешек других, как нельзя принимать на веру что-то только потому, что это принято некоторыми важными персонами. Мы должны самостоятельно исследовать корни всех вопросов и сделать наш собственный вывод.

Третий распространенный источник ошибки, указанный Кораном - это эгоистичные мотивы. Если каждый не будет поддерживает объективность и нейтралитет в этих вопросах, то он вряд ли станет рассуждать здраво. Постижение может осуществляться должным образом только в атмосфере, свободной от эгоистичных желаний. Коран содержит большое количество предупреждений о подавлении личных желаний.

Коран 53.23: Oни cлeдyют лишь за пpeдпoлoжeниями и за тем, к чeмy cклoнны их дyши.

Пять столпов веры

Как говорил Мухаммед, вера каждого правоверного мусульманина стоит на пяти основах.

Первое - это свидетельство мусульманской веры "шахада". "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Его" - это утверждение должно исходить от сердца и с полной верой. Этими словами всякий человек подтверждает свою веру (иман) в Аллаха и в посланническую миссию Мухаммеда, и безоговорочно принимает идейную основу Ислама - таухид, суть которого заключается в утверждении абсолютного единобожия и неприятия в какой-либо форме божественного поклонения кому-либо или чему-либо, кроме Аллаха.

Второе - это обязательное ежедневное пятикратное чтение молитвы "намаз".

Коран 4.103: Поистине, молитва является предписанным по времени обрядом.

Молитвы в Исламе подразделяются на обязательные (фарз и ваджиб) и дополнительные (сунна и нафиля). Молитву можно читать коллективно в мечети или в любом другом месте, а можно и одному. Во время совершения этой молитвы мусульманин смотрит в сторону Каабы. Молитва состоит из маленьких частей, циклов. Обычно после традиционной молитвы читаются дополнительные суры из Корана. В каждой мечети имам читает громко "азан" - приглашение для всех. Пять молитв, которые совершаются ежедневно: утренняя молитва - Фаджр, полуденная молитва - Дохр, предвечерняя молитва - Аср, вечерняя молитва - Магреб и ночная молитва - Иш`а.

Третье условие - это "ураза" - выдерживание мусульманского поста во время священного месяца "рамадана", девятого месяца по календарю Хиджры, когда в светлое время суток запрещается прием пищи.

Коран 2.183: Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был перед вами.

Предписанный в Коране, пост является актом личного поклонения Богу, при помощи которого мусульмане стремятся к более глубокому восприятию Бога. Рамадан начинается с появлением молодого месяца (с новолунием), после чего воздержание от пищи и питья, а также от физической близости становится обязательным на протяжении всего дня от рассвета до заката солнца. Цель поста не есть чистое воздержание и отрешение. Это скорее подчинение своих желаний и очищение тела для приближения души человека к Богу. Соблюдение поста является также упражнением на самообладание и самоотречение. Для того, чтобы соблюдать пост, угодный Богу, необходимо также воздерживаться от богохульства, лжи и обмана, оскорблений и причинения вреда другим. Пост предполагает исключения, исходя из сострадания. Последние десять дней Рамадана являются особенно священными, поскольку они включают ту ночь, когда Мухаммеду было ниспослано первое откровение от Бога, - "Ночь Предопределения", это три дня празднования, называемые Ид аль-Фитр.

Четвертое условие - "зякат" - религиозный налог. Закят, арабское слово, которое при жизни Пророка стало означать обязательное религиозное пожертвование. Подобно молитве, закят считается формой поклонения Богу. Он закрепляет за состоятельными мусульманами долг общественной ответственности, согласно которому они должны заботиться о тех, к кому судьба оказалась менее благосклонна. Закят предписывает денежные взносы установленных пропорций в зависимости от имущества мусульманина для благосостояния общины в целом и для ее нуждающихся членов в частности, будь то мусульмане или немусульмане. В дополнение к закяту среди мусульман поощряются добровольные взносы и пожертвования, называемые "садака". Если же они пригласят людей домой и накормят - это будет дополнительной добродетелью "саваб". Закят - это практическое выражение милосердия, помощи и сочувствия, на которые указал Мухаммед.

Хадис: Пророк сказал: "Верующие, проявляющие дружбу, милосердие и сочувствие друг к другу, похожи на одно тело, если одна часть его болит, то все тело болит".

И, наконец, пятым столпом Ислама является паломничество в Мекку - хадж. Один из самых волнующих актов веры в Исламе, хадж для тех мусульман, которые могут позволить себе отправиться в Мекку, является кульминацией их религиозной жизни, моментом, когда они удовлетворяют глубокое и сильное желание увидеть хотя бы раз в жизни Каабу.

Перейти на начало страницы