Кааба - первый храм человечества

Фотографии Каабы

Некоторые памятники ценят из-за их красоты, другие из-за их важности в жизни людей. Кааба, святыня Мекки, принадлежит второй категории. Кааба рассматривается мусульманами как наиболее священное место на земле, настолько священное, что немусульманам запрещают взглянуть на нее. Только нескольким христианам, в том числе, возможно, наиболее известному английскому исследователю девятнадцатого века Ричарду Буртону, удалось нарушить этот запрет. По мнению этих смелых путешественников, решение не подпускать неверующих было мудрым, так как красота Каабы не может быть измерена эстетическими стандартами.

Слово "Кааба" по-арабски буквально означает "куб". Кааба в Мекке не является в точности геометрическим кубом, но название точно отображает эту простую, прямоугольную структуру камня. Внутри Кааба пуста, если бы не три столба, которые поддерживают крышу и сотни золотых и серебряных ламп, висящих с потолка. Вне святыни паломники сосредотачивают свое внимание на священном Черном Камне, который установлен на серебре на восточном углу Каабы. Вероятно, это осколок метеорита, по мнению мудрецов, он символизирует человеческую душу, сияющую под троном Бога, хотя он имеет уже не тот вид из-за рук и губ бесчисленных паломников. Одна из наиболее поразительных особенностей Каабы, более дивной, чем его красота, является огромное черное полотно, которым декорировано здание изнутри. В ткань вставляется золотая нить и ткется мусульманский девиз: "Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед - Пророк Его".

Каждый день набожный мусульманин поклоняется пять раз в сторону этого памятника, и в течение четырнадцати столетий приверженцы всех социальных слоев проходили тысячи миль, сталкиваясь с невероятными трудностями для совершения молитвы возле этих стен. Духовно и исторически, Кааба - это центр Ислама, но еще много столетий до рождения Пророка Мухаммеда, это место почитали как место происхождения арабской расы. Первые арабы, чье название означает 'люди пустыни', поклонялись сотням божеств, хотя один бог, Аллах, очевидно, всегда безраздельно властвовал. Согласно арабской легенде, Кааба был первым храмом Аллаху и первоначальным домом Бога, построенным непосредственно Адамом. После того, как Адам лишился присутствия Бога, он блуждал в отчаянии по суровым долинам области Хиджаза в Аравии, пока не получил признак прощения. Под рубиновым навесом, поддержанным четырьмя изумрудными колонками, сиял жемчужный камень настолько сияющий, что это осветило целую долину. Адам обошел семь раз вокруг этого видения, устанавливая традицию, все еще поддерживаемую паломниками и сегодня. Он тогда собрал камни от близлежащей горы Нира, чтобы установить стену вокруг участка. Это было началом Каабы, которое, согласно легенде, является всемирной первой работой архитектуры. После смерти Адама светлый камень был вставлен к надгробию его могилы на горе Кубаис.

Традиция связывает Каабу с другим пророком, Авраамом, который обнаружил фундамент храма Адама, разрушенный Потопом. Он тщательно восстановил первоначальный план храма, в виде неправильного четырехугольника, четыре стены которого составляют 32, 22, 37 и 20 елов (1 ел - сорок пять дюймов). Это, действительно, является современной формой Каабы. Аврааму помогал в работе его сын, Измаил, который делал тяжелую работу, неся валуны 'столь же большие как верблюды'. Хотя он уходил далеко за холмы, Измаил не мог найти никакого специального камня, чтобы выставить угол, с которого начинался священный ритуал. Однажды Измаил возвратился ни с чем и обнаружил, что жемчужный камень видения Адама чудесным образом переместился из горы Кубаис на восточный угол восстановленного храма. Таким образом, Кааба был восстановлен, и Авраам предложил поклоняться здесь, чего паломники совершают и поныне.

Существуют несколько другие сведения относительно происхождения Каабы, которые отличаются от традиционной. Известно, однако, что Кааба была длинной установленной святыней в течение девятого столетия до н.э., когда Ассирианские короли боролись против людей пустыни. Но больше столетий святыня, которую Авраам построил Единому Богу, стала домом идолов. Целых 360 образов племенных божеств были устроены по стенам Каабы, включая образы Авраама и Измаила. Концепция единобожия не была полностью потеряна в Хиджазе, но на сотни лет она была сохранена лишь еврейскими племенами, которые обосновались среди арабов, приняли их обычаи и обратили многих людей пустыни в иудаизм.

Одним влиятельным реформатором был Асад Абу Кари, король Химуарской династии, которая берет свое происхождение от королевы Сабы. Кари, прибывший в Мекку для грабежа, был вдохновлен мечтой "одеть" Каабу сначала листьями пальмы, а позже полосатой тканью из Йемена. Традиция все еще чтится и сегодня, хотя покрытие теперь из богатой парчи, изготовленной в Египте и заменяемой ежегодно с особенной церемонией. В течение периода самого большого иудейского влияния, христианство заполонило Мекку и превратилось в арабское многобожие. Картины Матери и Ребенка были добавлены к пантеону Каабы, и христианские арабы присоединились к евреям и язычникам в поклонении. К этому времени, здание, приписанное Аврааму, подверглось нескольким реконструкциям, и город Мекка вырос вокруг памятника. Мекка была организована согласно классовой системе, ее основатель и его потомки жили вокруг внутреннего двора Каабы. Самые низкие классы - рабы, наемники и иностранцы были поселены ближе к краям города. В 570 году н.э. Мекка была захвачена эфиопским Наместником южной Аравии, который поклялся обратить город в христианство. Говорят, как только Наместник собрался лично сносить Каабу, его слон внезапно стал на колени перед святыней и отказался идти дальше. Через 55 дней после этого драматического явления защиты Бога родился Мухаммед, будущий Пророк Ислама. После тридцати пяти лет граждане Мекки еще раз восстановили Каабу. Когда реконструкция была почти закончена, история рассказывает о споре, возникшем по поводу того, кто должен был иметь честь заменить священный камень святыни. Было, наконец, согласовано позволить принять решение первому человеку, который случайно вступит во внутренний двор. Тем человеком был Мухаммед. Он умиротворил дискутирующих соплеменников, поместив камень на ткани и попрося представителя каждой общины, поддержать углы в то время, когда он поднимал камень на свою нишу.

В то время, во время случайного столкновения Мухаммеда с Каабой, он был просто местным торговцем. В течение нескольких лет его положение в обществе радикально изменилось. Последовательность открытий Мухаммеда вела к предположению, что он был выбран для Божественной Миссии, и в возрасте сорока лет, он объявил себя Посланником Аллаха. Первоначально Пророк получил больше враждебности, чем поддержки, и был вынужден бежать от своих врагов в Мекку для безопасности от Медины. В 630 году Он возвратился в свой родной город после восьми лет изгнания. Его первые действия в Мекке должны были стать причиной традиционного уважения Каабы; далее были призваны ключи от святыни и удалены все идолы ее, кроме изображений Авраама.

Таким образом, "очищенный" Кааба стал духовным центром быстрорасширяющейся империи мусульман. После смерти Мухаммеда его последователи ссорились по поводу того, кто должен следовать за Ним, и в следующей гражданской войне камни от катапульт попали во внутренний двор храма, поломав Черный Камень. Храм был скоро разделен на секции, каждый сохраненный для одной из многочисленных исламских сект. Одна из этих сект, карматианцы, даже преуспела и выиграла Черный Камень. Через двадцать два года он был возвращен в Мекку, но к тому времени он был разбит на несколько частей. Несмотря на эти ограбления, духовное значение Каабы продолжало расти. Паломники, повинуясь увещеванию Пророка, чтобы посетить хотя бы раз в жизни Мекку, сходились в этот город со всех частей мусульманского мира. После многочисленных посетителей турецкие правители Аравии провели реконструкцию в 1612 году. Виды внутреннего двора, построенные десятилетиями ранее под руководством Султана Сулеймана Великолепного, были сделаны даже более роскошными.

Восстановление Каабы было встречено жестким сопротивлением имамов (религиозных лидеров) Мекки, которые предпочли бы видеть крах главной святыни, нежели осквернение камней. Это традиционное отношение преобладало до середины семнадцатого столетия, до тех пор пока существующая структура не была восстановлена наводнением и Султаном Константинопольским. Сегодня Кааба продолжает принимать паломников разных направлений религии, основанной Мухаммедом. Мусульманские паломники все еще целуют Черный Камень, который и до указания Пророком был местом поклонения. Согласно Корану, Кааба есть "первый храм человечества".

Перейти на начало страницы