Пророк Мухаммед

Мухаммед родился в 570 году в доме бедного жителя Мекки Абдуллы, сына Абд-эль-Мутгалиба из племени курейшитов. Отец Его умер за два месяца до Его рождения, а мать - когда Ему было шесть лет. Рано осиротев, Мухаммед до 24-хлетнего возраста пас стада своих дядьев и исполнял должность погонщика верблюдов; был известен своей честностью и верностью. В 594 году дальняя родственница Мухаммеда, богатая вдова Хадиджа, обратила на Него внимание и сделала Его своим приказчиком, а на следующий год она вышла за Него замуж; ей было 40, Ему 25. Брак был счастливым, и хотя трое их сыновей умерли в детстве, их дочери - Зейнат, Рокайя, Омм-Кольсум и Фатима - впоследствии стали мусульманками.

Находясь на службе у Хадиджи, юный Мухаммед посетил многие города на севере и юге Аравии. Когда Он был в сирийской Босре, один монах предсказал Ему великую судьбу. И вот однажды, будучи уже в сорокалетнем возрасте, Мухаммед совершал свое ежегодное отшельничество в пустынные горы Хира и, утомленный размышлениями, уснул. Во сне Он ощутил, как кто-то приблизился к Нему и сказал:

"Господь Твой - Он Милосердный - дает знать... человеку то, чего он не знал".

Проснувшись, Он ощутил, что эти слова написаны в Его сердце. В другой раз в горах Мухаммед впал в страшное томление и готов был броситься вниз с высокой скалы, чтобы избавиться от тоски. Внезапно Его озарило чудесное сияние, и Он ощутил полную уверенность и покой в душе, хотя Его тело дрожало как в лихорадке. Дома Он лег изнеможденный и вдруг услышал:

Коран 74.2-7: Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай! И одежды свои очисть! И скверны беги! И не оказывай милость, стремясь к большему! И ради Господа своего терпи!

Аравия издревле была населена двумя семитскими племенами. Южные аравийцы - потомки Иоктана - в свое время создали грандиозное Сабейское государство, от которого при жизни Мухаммеда оставались уже лишь развалины. Северные аравийцы - потомки Измаила - веровали в сказание об Аврааме и Агари. Именно возле источника Земзем, вокруг которого вырос город Мекка, явился когда-то Агари на ее мольбу Ангел Господень и напоил умиравшего от жажды Измаила. Около источника находился прямоугольный Храм - Алтарь Кааба, построенный по преданию самим Авраамом, пришедшим навестить своего изгнанного сына. В одну из стен Каабы был вделан черный камень-метеорит, принесенный с неба Архангелом Гавриилом. С тех пор Кааба была местом паломничества большинства аравийских общин, приносивших в Храм своих идолов. Богом-Творцом считался Аллах, абстрактный и трансцендентный, не имевший особого культа, мощь которого, однако, была общепризнана.

Мухаммед провозгласил Аллаха Единым Богом.

Коран 57.3: Он - первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающ.

Себя Мухаммед объявил Его Пророком наравне с Моисеем.

Коран 42.13: Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!"

Коран 3.84: Скажи: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся".

Коран 4.150-151: Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников, говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других". И хотят найти между этим путь, - они - неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!

Коран 4.171: Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его.

В этой же, четвертой суре, Мухаммед утверждает, что Иисус не был умерщвлен, а прямо взят на небо, и в день Всеобщего Воскрешения будет свидетельствовать против недостойных иудеев и христиан. Мухаммед подробно говорил о Страшном Суде, обещая рай для тех, кто вел праведную жизнь, описанную в Коране, и ад для тех, кто был против Бога и его посланников. О Страшном Суде Он сказал так:

Коран 24.24-25: В тот день, как будут свидетельствовать против них их языки, их руки и их ноги о том, что они делали. В тот день полностью воздаст им Аллах по их истинной вере, и они узнают, что Аллах это - ясная истина.

Коран 36.65: Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели.

Коран 7.57-58: Он - Тот, который посылает ветры благовестником пред Своим милосердием. А когда они двинут тяжелое облако, Мы гоним его на мертвую страну, низводим из него воду и выводим ею всякие плоды. Так изведем Мы и мертвых, - может быть, вы опомнитесь! Хорошая страна - восходит ее растение с дозволения Господа ее, а та, которая дурна, - оно восходит только скудно. Так распределяем Мы знамения для людей, которые благодарны!

Мухаммед говорил, что Коран есть писание для арабов, которое не отменяет Библию иудеев и христиан. Коран сообщает, что истинная вера (Ислам) была и до Мухаммеда, и все иудеи и христиане, держащиеся веры Авраамовой и исполняющие законы священных писаний, также являются "мусульманами" и получат вечную жизнь. А люди, только внешне принимающие Коран, не есть настоящие мусульмане.

Проповеди Мухаммеда подрывали могущество знати и установленные поклонения племенным идолам. Постепенно жители Мекки стали относиться к Мухаммеду враждебно, и в 617 году Ему запретили доступ к Каабе. В 619 году умерла Хадиджа, и Мухаммед решил оставить Мекку. Он отправился на север в Медину и обратился с проповедями к проживавшим там евреям. Евреи Медины, уже слышавшие о Мухаммеде как о Пророке, сперва приняли Его на редкость дружелюбно, но увидев, что Он араб - сын Измаилов, а не Израилев, - а также, что он практически не знаком с текстами Библии, отказались признать его.

С этого момента Мухаммед постановил обращать лицо при ежедневной молитве мусульман не на Иерусалим, как они это делали прежде, а на Мекку.

До смерти Мухаммеда полного текста Корана не существовало; суждения, высказывания и проповеди Мухаммеда записывались на пальмовых листьях, обрывках папируса, лоскутах кожи или плоских костях и камнях; часто они передавались из уст в уста. В 633 году арабские халифы поручили некому Зейду ибн Сабиту, состоявшему при Мухаммеде писцом, собрать отдельные фрагменты Корана у всех, у кого они хранились, и составить общий свод Корана. Позднее халиф Осман (644-656 гг.) поручил Зейду ибн Сабиту еще раз проделать эту работу. Все первоначальные фрагменты и рукописи были уничтожены, а четыре экземпляра Корана из 114 сур были объявлены официальными и отправлены в Медину, Куфу, Басру и Дамаск.

Пророчества в Библии о приходе Мухаммеда

Нередко мусульмане приводят следующее пророчество из Библии, указывающее на приход Мухаммеда:

Второзаконие, 18:18 Я воздвигну им Пророка из среды их братьев, такого как ты, и вложу Мои слова в Его уста, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает Моих слов, которые тот Пророк будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем иных богов, такого пророка предайте смерти.

Христиане утверждают, что здесь Всевышний говорит о Христе, что нам представляется спорным. Во-первых, Моисея нельзя назвать таким, как Иисус - разница слишком велика, как по внешним фактором (непорочное зачатие, отсутствие жены и т.п.), так и по высшим: Моисей - Пророк, а не Сын Бога. И, хотя в Евангелии говорится, что это пророчество говорит о Христе, Сам Иисус это не утверждает:

Иоанн, 1:45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета.

Иоанн, 1:14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Который должен прийти в мир.

Христиане часто утверждают, что Иисус - последний посланник Всевышнего. Поэтому они и слышать не хотят о Божественной природе Мухаммеда. Более того, многие из них крайне превратно истолковывают пророчества Евангелия о приходе Утешителя, утверждая, что Утешитель - это воскресший Иисус, или же просто случайный советчик. Эти гипотезы, принимаемые многими безо всяких доказательств, вызывают только удивление.

Является ли Мухаммед последним посланником?

Впрочем, позиция мусульман также отличается ощущением исключительности, избранности. Действительно, считается, что Мухаммед - последний из Пророков, после Него не родится другой пророк, он завершает посланническую миссию и является печатью пророков. Однако, слово "Печать" может означать как нечто запечатанное, т.е. завершенное, так и некоторое удостоверение. Но даже если брать в расчет только первое значение, то все равно остаются некоторые нюансы.

Известно, что современное религиозное мировоззрение Ислама стоит на том, что Мухаммед был последним посланником Аллаха, и после него их уже не было и больше не будет. Так ли это?

Во многих аятах выказывается различие между понятием "Наби" (Пророк) и "Расул" (Посланник).

Коран 3.81: И вoт взял Aллax дoгoвop c пpopoкoв: "Boт тo, чтo Я дapyю вaм из пиcaния и мyдpocти... Пoтoм пpидeт к вaм пocлaнник, пoдтвepждaющий иcтиннocть тoгo, чтo c вaми. Bы oбязaтeльнo yвepyeтe в нeгo и бyдeтe eмy пoмoгaть".

Нам становится понятным, что "Наби" - это посланный Богом, кто приносит новое Священное Писание, в то время как "Расул" только подтверждает существующие Священные Писания. То есть согласно Корану, каждый "Наби" - это "Расул", но не наоборот: не каждому посланнику давали новое Священное Писание. Разумеется, что Бог не дал священное писание (Коран) Пророку лишь для того, чтобы Он держал его исключительно для себя, что например, говорит об универсальности Писания для всего мира.

Коран 2.159: Пoиcтинe, тe, кoтopыe cкpывaют тo, чтo Mы ниcпocлaли из яcныx знaмeний пpямoгo pyкoвoдcтвa пocлe тoгo, кaк Mы paзъяcнили этo людям в пиcaнии, - этиx пpoклянeт Aллax и пpoклянyт пpoклинaющиe...

В Коране ясно сказано, что Мухаммед был последним Пророком ("Наби"), но не последним Посланником ("Расул"):

Myxaммед нe был вашим oтцoм, a тoлькo - пocлaнникoм Aллaxa и последним пpopoкoм (Наби). Aллax знaeт вcякyю вeщь!

Миссия посланника Бога состоит в том, чтобы подтвердить существующие Священные Писания, очистить их и объединить их в одно Божественное Послание. Коран говорит, что такие посланники приходят, чтобы вернуть Божественное Послание к своей исконной чистоте, чтобы повести мудрых верующих (иудеев, христиан, мусульман, буддистов, сикхов, индусов и других) из темноты в свет.

Перейти на начало страницы