Суннизм и шиизм

Посланник Аллаха сказал: "Иудеи разделились на семьдесят одно течение, из которых одно попадет в рай, а семьдесят - в ад. Христиане разделились на семьдесят два течения, из которых семьдесят одно попадет в ад, а одно - в рай Мои последователи разделятся на семьдесят три течения, из которых одно попадет в рай, а семьдесят два - в ад" -- хадис со слов Ауфа ибн Малика

Например, как вы хорошо знаете, сегодня существует множество идеологически враждующих друг с другом мусульманских организаций. Это фанатичные религиозные организации в Саудовской Аравии, в Иране, в Египте, Сирии, афроамериканские мусульманские группировки, группировки атеистов Индо-Пакистана и многие другие. Каждая группировка имеет своих собственных ученых, которые убеждают своих преданных, что остальные группировки ложны. Эти "ученые" подчас придумывают свои собственные комментарии Корана или свои религиозные догмы...
Эти группировки часто выпускают противоречивые законы, и редко когда они бывают согласованы друг с другом. Многие ли из вас бывали свидетелями таких групп, где какой-нибудь "великий ученый" обращается ко всем как какая-то выдающаяся знаменитость? Тут же рядом вокруг него его циничные доброжелатели и подхалимы. Ясно, что для любого среднестатического мусульманина, наблюдающего за такими "учеными", полными гордости и высокомерия, это подействует отталкивающе. Удивительно и забавно наблюдать иерархию "ученых"! Большой ученый обычно очень упитанный и с длинной бородой. Средний ученый носит бороду покороче, и у него живот поменьше, в то время как незначительные ученые худощавы и всегда стоят лишь с краю какой-нибудь процессии. (И не критикуйте нас за слова, указывающие на то, что всем итак известно.) -- islamfortoday.com

Исламское движение рискует для себя уничтожить какие-либо реальные перспективы для культурного и духовного развития, и впоследствии существовать лишь как расколотое множество маниакальных фракций. Перспектива такого ужасного и оскорбительного для них конца своей религиозной истории вполне реальна, несмотря на то, что когда-то она превосходила все иные традиции в способности признания инакомыслия и возможности дискуссий. -- Абдал-Хаким Мурад, islamfortoday.com (30.09.2001)

В Исламе существует большое число школ, идейных течений и направлений. Еще в VIII веке возникло идеологическое течение мутазилитов ("обособившихся"), отвергавших предопределение. В настоящее время наиболее многочисленное из течений, отличное от "основного русла" (т.н. сунизма) - это шиизм. В середине VIII века в процессе борьбы различных группировок за власть в халифате произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов. Шииты (от слова "шиа" - фракция, партия, приверженец) являлись сторонниками Али, двоюродного брата и одновременно зятя Пророка. Политическим лозунгом их борьбы было предоставление трона халифов вначале Али, а после смерти - его потомкам.

По мере того, как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения склонялись в пользу идей, благоприятных для утвердившейся власти Омейядов (соперников Али и его потомков). Понятно, что шииты не могли с этим мириться и враждебно относились к Сунне. Они сформировали собственное священное предание - Ахбар. Разумеется, не следует противопоставлять эти два свода священного предания, но все же название основного направления в исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны.

Шииты же придавали большое значение имамам. По их убеждениям, они получают власть непосредственно от Аллаха и являются непогрешимыми. Мнение имамов по любому религиозному или политическому вопросу - это истина последней инстанции. В этом отношении шиизм принципиально отличается от суннизма, в котором окончательное решение достигается общим согласием ("иджма") богословов и других авторитетных в исламской иерархии личностей. В шиизме окончательное решение принадлежит авторитету имама.

В настоящее время малочисленные группы шиитов живут во многих мусульманских странах. Но больше всего их в Иране, где шиизм джафаритского толка является государственной религией. Много последователей шиизма живет в Ираке и Ливане. Современный Шиизм, в основном, представлен двумя схожими с суннизмом течениями - это джафариты и зейдиты. Малочисленные группы гулат живут в Турции, Сирии и т.д. На территории Российской Федерации в наше время подавляющее большинство - это приверженцы суннизма, за редким исключением некоторых шиитских народов, проживающих на Северном Кавказе.

Особености толкования первоисточников

Основным отличием в вопросах толкования первоисточников прежде всего является то, что в суннитском Исламе все убеждения, которые не опираются жестко на Букву Корана и Сунны, либо же не имеют четкой доказательной основы в них, считаюся еретическими. При этом положения Корана и Сунны запрещается трактовать методом аллегорий, иносказаний и философией, а выведенные из этих методов философские суждения не имеют никакой богословской значимости. Коран должен быть истолкован, в первую очередь самим Кораном, а после того Сунной пророка и другими, более второстепенными, богословскими методами. Однако шиитские богословы признают гибкость мировоззрения, методы аллегорий и иносказания. Более того, эти методы являются важной составной частью вероучения шиизма. Они считают, что сокровенное (батин), хотя и недоступно большинству людей, но, тем не менее, есть люди, которым Бог "открыл" его. К ним относятся некоторые имамы, вера в которых обязательна в шиизме, богословы высшего ранга (муджтахиды) и др. "посвященные". Помимо этого, шииты, в отличие от суннитов, признают "доводы разума" в объяснении и трактовке Божественных откровений. А это, в свою очередь, приводит к философизации шиитского богословия. Это открыто признают сами шиитские аятоллы современности.

Коран для осознания религиозного просвещения предлагает три метода, а именно внешние проявления, умственное осознание (акль), преданность и покорность. Ввиду того, что внешние религиозные проявления представляют собой словесные выражения, выраженные простым языком, все люди имеют к ним доступ и каждый осознает их в меру своих умственных возможностей, и, напротив, два других метода предназначены для определенной группы людей и не являются всеохватными и вседоступными. Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе"

Шииты имеют свой, особый, подход и ко второму первоисточнику Ислама - Сунне (хадисам). В связи с тем, что они не признают большую часть сподвижников Пророка и обвиняют их в двуличии, лицемерии, а часто даже в неверии, они отвергают хадисы, переданные этими людьми. Таким образом, все сборники хадисов Бухари, Муслима, Насаи, Ибн Мадже и т.д. шиитами отвергаются, или, вернее, признаются только в той степени, в которой они отвечают шиитским условиям "достоверности".

Подобное мировоззрение полностью совпадает с учением философской школы христиан-гностиков в античном мире. За много веков до возникновения шиизма, гностики (IV в. до хиджры/II век.) также считали себя обладателями неких тайных знаний, которые были даны им из Космоса (аналогично понятию имамата). Им также были свойственны аллегорические толкования Библии и других текстов. Существует большое сходство и в классификации человечества в воззрениях гностиков и шиитов.

Отличия в философии и богословии

Еще одним веянием философии в шиитском богословии является их догмат "О Божественной справедливости" (Адль). Эта тема впервые была поднята представителями философской школы мутазилитов в IX веке. Мутазилитские философы впервые сформулировали этот тезис и ввели его в основу своих воззрений. Они считали, что Богу нельзя приписывать злых деяний и его атрибутом является только "справедливость" и отрешенность от зла. В принципе, эта точка зрения была всегда присуща и суннизму. Но сунистские ученые на основании Корана и Сунны говорили, что понятие Божественной справедливости может не совпадать с аналогичным понятием человека. Например, катастрофы, землетрясения, смерть человека и прочие явления с точки зрения человека являются злом и бедствием. Но существование этих явлений говорит о том, что они от Бога. А раз так, то Богу лучше ведомо о том, что есть зло, а что добро и Он никому не подотчетен в своих действиях. Однако мутазилиты возражали им тем, что основой всего является именно субъективное мышление человека (акль). Т.е. если для человека очевидно, что то или иное действие зло, значит, оно таковым и является. Следовательно, говорить о том, что все это от Бога, по их мнению, является кощунством. Основой для этих споров являлся извечный вопрос о происхождении в мире добра и зла. Эти положения рассматривались в доисламский период зороастрийцами, манихеями, гностиками и т.д.

Все шиитские течения считают достойными халифата Ахль-аль-бейт (членов дома Пророка). Своих лидеров они называют имамами. Имам у шиитов - это не только политический лидер, но и духовный руководитель и учитель. В этом смысле подходы к сущности земной власти у шиитов резко контрастируют с позицией суннизма. Для суннистов халиф - это человек, который должен возглавить мусульманское государство. В классическом Исламе халифом должен быть человек из родного племени пророка - курейшитов. Но затем правителями (но не халифами) становились и становятся различные люди в разных мусульманских странах. Для этого принадлежность к курейшитам является необязательной. Правитель должен обеспечивать законность и порядок в стране, руководствуясь исламскими законами. Он является олицетворением судебной, административной и военной государственной власти. А все мусульмане обязаны подчиняться этому правителю, уважать его, не желать ему зла, исполнять его приказы и не подрывать его авторитет. Но у шиитов совершенно другое отношение к верховной власти. Имам - это вождь и учитель Ислама, который действует от имени Бога. Имамы не имеют никаких грехов и являются чистыми и непогрешимыми. Это качество в суннитском Исламе присуще только Пророкам, все же остальные люди имеют грехи. Но шииты значительно расширили это понятие. Например, у джафаритов непогрешимыми являются не только двенадцать почитаемых имамов, но и первая жена пророка Хадиджа и его дочь Фатима. Имамы никогда не учились и получали знания напрямую от Аллаха. Шииты также считают, что они знают истинные смыслы Корана и хадисов. Только к ним нужно обращаться при решении теологических споров. Только через них Божье слово присутствует в этом мире. По мнению шиитов во все времена Бог не оставлял праведников без руководства. Раньше это делали Пророки, а затем, когда пророчества окончились с Мухаммедом, ими стали руководить имамы, члены дома Пророка. С протяжением времени, и эти мысли претерпевали изменения.

Отношение к халифам и сподвижникам Пророка, почитание святых

Кроме того, ключевым отличием философии шиизма заключается в почитании святых. Уже после смерти Али и Хусайна появились группы, которые почитали их с особым рвением. В последующие века список шиитских мучеников возрос. Кроме имамов шииты стали почитать и других членов их семей, а также их потомков. Появились многочисленные сеййиды, которым приписывали исцеления людей и различные чудеса. Одновременно со становлением культа святых у шиитов появились святые места, где похоронены их имамы. Такие места имеются в Неджефе (Ирак), Кербеле (Ирак), Мешхеде (Иран) и т.д. На эти могилы начали совершаться паломничества. Совершивших эти паломничества шиитов называют "Карбалаи", "Мешхеди" и т.д.

Праведные халифы и сподвижники Пророка почитаемы в суннитском Исламе. Они питают к ним огромное уважение, ссылаясь на их рассказы о Пророке. Праведные же халифы являются образцами благочестия. В числе многочисленных сподвижников Пророка Ему, в тот день, присягали и будущие халифы Абу Бакр, Омар и Осман. Однако, шиизм (за исключением зейдизма) считает Абу Бакра, Омара и Османа узурпаторами. Плохо многие из них отзываются и о других сподвижниках Пророка. Все шиитские ученые считают только Али самым лучшим не только среди мусульман, но и всех сподвижников Пророка.

Прочие отличительные особенности

Одной из отличительных особенностей шиитского Ислама является склонность к созданию тайных обществ. Основой этого является пропаганда шиизмом идеи скрытия своих убеждений. Это называется "такией". В суннистском Исламе это понятие имеется, но использовать его можно только в случае опасности для жизни мусульманина (т.е. в экстремальных случаях). Например, право на такию использовали в свое время мусульмане Испании, когда за официальную принадлежность к Исламу они могли быть отправлены на костры инквизиции. Совершенно другая картина в шиитском Исламе. Шиит не только может, но и обязан придерживаться такии, на всякий случай, чтобы не подвергать опасности своих друзей в будущем. Такия в шиизме является условием веры шиита. Даже у близких к суннитам шиитов-джафаритов такия является непременным условием веры. Несмотря на то, что у них есть положения, согласно которым такия не всегда обязательна, тем не менее, шиитская литература, изданная в Куме (это сердце иранского шиизма) говорит о том, что это важнейший пунт их веры. После того, как крестоносцы столкнулись с тайными обществами шиитов-исмаилитов в Палестине, они, по их примеру образовали первые подобия масонских лож (каменщики) и, позже, эти идеи перекинулись в Европу.

Другим обязательным положением у шиитов является положение о подражании в вопросах веры высшему духовному авторитету муджтахиду. Любое предписание муджтахида должно безоговорочно выполняться мугаллидом (рядовым шиитом). Мудтахиды замещают двенадцатого Имама в период его отсутствия. Он - единственная замена, судья и главарь. Всякий, кто не признает муджтахида, не признает имама, а, следовательно, Аллаха.

Помимо этого, существуют некоторые различия между суннитами и шиитами в некоторых аспектах правовых вопросов. Так, в отличие от суннитских богословов шииты отрицают одну из категорий иджтихада - киййас. Киййас - это решение проблем, методом сопоставления этих проблем с уже решенными на основании Корана и Сунны. Он применяется, когда при решении проблемы невозможно найти буквального подтверждения из исламских первоисточников. Среди правовых (фикх) вопросов есть, также, серьезные противоречия между суннитами и шиитами в области брачного кодекса. В частности, в шиизме признается заключение временных браков наряду с обычными. Суннистский Ислам же не признает временных браков и расценивает их заключение как совершение прелюбодеяния.

Перейти на начало страницы